Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
Прежде всего, усложняются способы организации коллективной жизни – коллектив переходит к полному самоуправлению. Вместе с тем стремление к самостоятельности, к взрослости является специфическим для учащихся подростковых классов.
Коллектив, прошедший на первом этапе под руководством педагога школу целого ряда творческих дел, теперь самостоятельно планирует сложную деятельность. Самодвижение коллектива особо проявляется в процессе его творческой деятельности. Появляются отношения творческого сотрудничества, взаимообучения и взаимопомощи членов коллектива. Эти отношения становятся самостоятельной ценностью в коллективе.
Организационные срывы, творческие неудачи, нарушения этики оцениваются учащимися по-разному. В разных оценках проявляются две противоречивые тенденции в отношениях ответственной зависимости: Нравственная и сугубо деловая. Важно опереться на ту его часть, которая представляет и отстаивает нравственные начала в отношениях, а, следовательно, во всей жизни коллектива. Особую роль здесь играет анализ, обсуждение не только итогов дела и самих деловых отношений, но и мотивов, которые за ними стоят, осознанности поведения, умений совершать поступки и т.д.
Функция педагога: конкретизация воспитательных задач применительно к отдельным группам учащихся, а затем и к каждому, осуществление воздействий на отношения членов коллектива.
Второй этап можно считать состоявшимся, когда цели деятельности и все начинания коллектива приобретают для него нравственный смысл; коллектив переживает бурное развитие самоуправления, практической деятельности и на их основе деловых отношений; у членов коллектива формируются устойчивые мотивы увлеченности различными сторонами коллективной деятельности.
Третий этап. На третьем этапе изучение учащихся приобретает новое значение. Это объясняется его спецификой – интенсивным нравственным формированием личности в коллективе. Необходимо вести систематическое наблюдение за поведением воспитанников: от чего они получают удовольствие, при каких обстоятельствах огорчаются, какими бывают в присутствии людей и как поступают, когда уверены, что за ними не наблюдают. Всё это во многом раскроет главенствующие в поведении воспитанника мотивы.
К третьему этапу коллектив подходит, опираясь на пройденный опыт яркой, увлекательной коллективной жизни. Важно своевременно использовать этот опыт для решения новых, более сложных задач, требующих, прежде всего, нравственных усилий, идейности. Новая, более сложная деятельность требует для своего успеха бескорыстия, умения понять другого человека, готовности поступиться своим интересом, удобством, временем не только ради товарищей, но и для незнакомых людей. Именно на третьем этапе происходит подлинное открытие человека человеком, переживание ценности человеческой личности.
Суть педагогического руководства - в его предельной индивидуализации. В условиях подлинного самоуправления, многогранной деятельности и нравственно ценных отношений учителю необходимо заботиться о максимально точном "попадании" воздействия коллектива на личность. Это значит систематически изучать и корректировать жизненную позицию каждого – его отношение к целям коллектива, к смыслу жизни, к роли в деятельности, к товарищам по классу, друзьям, учителям, родителям, к людям вообще. Это значит также корректировать принятую воспитанником к исполнению программу самовоспитания, включая и самообразование.
Итак, третий этап можно считать состоявшимся, когда цели деятельности, её общественно ценный смысл для воспитанников приобрели побуждающее значение, определяя их поведение и взаимоотношения в коллективе; коллектив переживает интенсивное формирование гуманистических отношений широкого плана; опыт коллективной жизни обогащается морально-политическими знаниями, что содействует его осознанию, обобщению и тем самым качественно новому уровню; поведение школьника в коллективе приобретает устойчивость, из ситуационного оно превращается в саморегулируемое, этому способствует процесс самовоспитания – предъявление к себе требований широкого нравственного плана; самодвижение коллектива приобретает качество самоопределения: члены коллектива самостоятельно вырабатывают не только частные, но и общие, нравственно ценные цели своей жизни.
Еще по теме:
Теоретические подходы в экономическом воспитании
Экономическое воспитание – еще одна из граней воспитательного процесса дошкольников. Потребность в нем была всегда, но значимость усилилась в период реформ 1990-х годов, и стремления нашей экономики к рыночным отношениям. В советские времена ребенок мог знать о наличии денег, например, в жизни вооб ...
Особенности физического развития, физического воспитания
детей 2-3 лет в период адаптации
Возраст 2-3 года - один из важнейших этапов физического развития ребенка: он приобретает новые двигательные навыки и совершенствует ранее приобретенные, в том числе ходьбу. У детей этого возраста многие функциональные системы, в частности система терморегуляции, еще не достаточно развиты, поэтому п ...
Развитие вузовской системы образования и участия в ней студентов в России
Высшая школа это особый социальный институт. Его положение в обществе и исполняемые социальные функции двойственны. С одной стороны, высшая школа предназначена для удовлетворения потребностей населения в образовательных услугах. При исполнении высшей школы этой роли, естественно, главным субъектом ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.