Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
В советской педагогике сложилась своя теория воспитания, отличная от западной, признающей ведущую роль детского опыта. "Приобщение к нравственным ценностям путем накопления детьми непосредственного жизненного опыта требует точной целенаправленной мотивации детской деятельности и тщательно продуманных способов её организации" - считает Т.Е. Конникова. Т.е организованный детский коллектив важнейшее средство нравственного формирования личности. Его нельзя понять как влияние внешнего фактора, к нему нельзя подходить, рассматривая лишь отдельные формы взаимосвязи личности и коллектива, не затрагивая главного содержания жизни всего детского коллектива, характер детского опыта, мотивы и позиции ребенка в коллективе.
Того же мнения придерживается и Васильева З.И, отмечая, что опыт, полученный в целенаправленном процессе гораздо ценнее, нежели ситуативный: "Придавая большое значение специальной работе по вооружению учащихся нравственными знаниями и оценками, мы исходили из того, что сами собой нравственные установки и высокие идейные мотивы не сформируются на должном уровне из обыденных житейских представлений и того узкого личного нравственного опыта, который складывается стихийно".
Функция коллектива всегда связана с нравственным формированием ребенка. Механизм воздействия коллектива на личность вступает в действие при условиях: Если в группе имеется устойчивая общность целей, привлекательных для всех участников; если группа практически действует в направлении осуществления этих целей, а не ограничивается только вербальным общением по поводу этих целей; если организация коллектива такова, что ребенок фактически может активно участвовать в осуществлении общих целей, т. е выступать в качестве субъекта деятельности, а не только в позиции исполнителя, по каким-либо обстоятельствам вынужденного в ней участвовать.
М.Г Казакина рассматривает поэтапное движение организованного коллектива, его переход с одной ступени на другую в зависимости от появления новообразований в сферах практической деятельности коллектива, его самоуправления, в сфере отношений; а главное - в сфере нравственного развития коллектива, о чем можно судить по тем изменениям, которые происходят в мотивах деятельности и поведения членов коллектива.
Первый этап. Началом организации коллектива является выдвижение перед детьми общественно ценной цели их будущей жизни. В ней должно получить отражение не только то, что будут делать дети, но и как они будут жить. Эта цель обязательно должна содержать осознаваемую ими перспективу и сплочения их коллектива, и собственного роста - нравственного, трудового, творческого. Подростков привлекает перспектива жить и работать в настоящем коллективе, участвовать в таких делах, которые открывают возможность проявлять и развивать ценимые ими качества.
Цель коллективной жизни с её общественно ценным нравственным смыслом на первом этапе следует рассматривать как далекую, труднодостижимую перспективу. Путь к её осуществлению – это сложный путь "преодоления и борьбы", путь нравственного роста каждого члена коллектива. В этом воздействии коллектива на нравственное становление личности – суть его движения и развития.
Следующий важный шаг на первом этапе – коллективное планирование. Оно требует обязательного специального обсуждения в коллективе. Пусть ведет его на первых порах учитель, пусть предложения детей будут подчас примитивными или фантастическими. Руководящая и направляющая роль учителя всегда скажется в предложении более значимых идей, поддержке детской инициативы. Коллективно принятый план близких и средних перспектив – важнейшее условие их последующей реализации.
Содержание и способы организации деятельности на первом этапе, рождаемая ими позиция активно действующего человека создают атмосферу заинтересованности у учащихся, ощущение принадлежности к интересному коллективу, который живет по-новому. Переживается удовлетворение от собственного роста.
Второй этап. Коллектив развивается, совершает поступательное движение при условии решения все более сложных задач.
Еще по теме:
Методологическое обеспечение и организация исследования
Проанализировав литературу по теме исследования мы установили, что проблема организации логопедической работы по устранению различных видов ротацизма при дислалии в литературе освещена недостаточно. Нами проводилось исследование сформированности звукопроизношения у детей дошкольного возраста. В исс ...
Определение уровня экономической воспитанности детей старшего
дошкольного возраста
Опытно-экспериментальная работа по изучению проблемы экономического воспитания старших дошкольников проводилась мной на базе муниципального автономного дошкольного учреждения №257 г. Ульяновска, работающего по комплексной программе Васильевой. Цель опытно-экспериментальной работы: изучение проблемы ...
Понятие и классификация
воспитательных технологий
В период постиндустриального развития общества сложилась система репродуктивного воспитания, при которой учащимся в готовом виде передается социальный опыт в виде знаний и умений, навязываются ценностные ориентации, взгляды, жизненные установки. При таком подходе молодое поколение, остается не подг ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.