Ученые объяснили, как образование продлевает жизнь

Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.

Старшая профильная школа: какой она будет

В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.

Процесс воспитания нравственных ценностей у младших подростков в классном коллективе

Образование и педагогика » Педагогические условия воспитания нравственных ценностей у младших подростков в классном коллективе » Процесс воспитания нравственных ценностей у младших подростков в классном коллективе

Страница 1

В данном параграфе будет рассмотрен сам процесс воспитания нравственных ценностей у младших подростках в классном коллективе с точек зрения педагогов: Караковского В.А, Новиковой Л.И, Конниковой Т.Е, Казакиной М.Г с тем, чтобы понять механизм воспитания нравственных ценностей, его структуру и последовательность.

Воспитательная система строится на определенной совокупности идеалов, ценностей. Караковский В. А и Новикова Л.И считают, что общечеловеческие ценности могут стать системообразующим фактором воспитательной системы.

Концепция духовно-нравственного развития определяет те нравственные ценности, которые необходимо воспитывать в педагогическом процессе в современных условиях: "патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству; социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания; семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость; наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание; человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество".

Конечно, сам перечень понятий, образующих некую совокупность общечеловеческих ценностей, ещё ничего не даёт для решения проблемы овладения ими. Однако, как отмечают Караковский и Новикова: "осмысление их педагогами – первый шаг в работе по преподнесению их учащимся". Далее на основе осознания ценностей педагогами важно провести корректировку всего учебно-воспитательного процесса школы, добиваясь того, чтобы общечеловеческие ценности в нем присутствовали достаточно полно: на уровне знания о них, эмоционального их восприятия, нравственного опыта.

Это достигается, прежде всего, за счет включения детей в деятельность, связанную с познанием общечеловеческих ценностей, с их эмоциональным восприятием, с реализацией нравственных установок. На формирование и реализацию ценностных установок должны быть направлены и специально создаваемые в детской среде ситуации, побуждающие детей к адекватному их восприятию.

Также Караковский и Новикова выделяют три возможных пути воспитания данных ценностей:

Первый – создание комплексной программы воспитания конкретного образовательного учреждения, построенной на данных общечеловеческих ценностях.

Второй – формирование отдельных целевых программ.

Третий – разработка совместно с детьми своеобразных общественных договоров, фиксирующих принятые в конкретном коллективе нормы общежития, обращения, отношений.

Как отмечает Т.Е. Конникова, значение мотивов в нравственном формировании ребенка уже давно признано в педагогике воспитания. Задачу воспитания нравственных ценностей можно считать выполненной тогда, когда ребенком усвоены навыки положительного поведения или знания нравственных норм; она решена, когда удается сформировать у ребенка стойкие нравственные мотивы, постоянно побуждающие его к положительному поведению.

В условиях школы каждый ученик находится в определенном сообществе: классном коллективе. Для младшего подростка коллектив сверстников играет роль большую, чем педагог, поэтому для воспитания нравственных ценностей педагогу необходимо задействовать ресурс класса, посредством которого и будет происходить необходимое воспитание.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Методика руководства двигательной деятельностью детей с разным уровнем да на прогулке
Комплексная оценка ДА детей позволяет выделить три уровня ее развития. Наибольший процент среди дошкольников всех возрастов составляют дети со средним уровнем ДА. Они охотно выполняют разнообразные движения (ходьба в чередовании с бегом и прыжками; бег в разных направлениях с обеганием предметов, в ...

Эффективность созданных условий и проведенных мероприятий на формирующем этапе эксперимента
Цель контрольного эксперимента - проверка эффективности созданных нами условий и проведенных мероприятий по повышению уровня экологических знаний и динамических представлениях о живой природе. Контрольный эксперимент проводился с дошкольниками экспериментальной и контрольной групп. Для определения ...

Методологические, дидактические и психологические основания проблемного обучения
Концепция проблемного обучения имеет более чем полувековую историю. Оно возрождалось в разных формах и тридцать, и двадцать лет назад, иногда и в директивном порядке. Был период увлечения проблемным методом преподавания, когда учебный материал преподносится в виде серии проблем, разбор которых пров ...

Искусственный интеллект в образовании

Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru