Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
Для определения количества слов в предложении предъявляется два образца (по 4 слова), слогов в слове — три образца (одно-, двух- и трехсложное слова), звукового анализа — два слова.
Оценка:
1 балл — правильный ответ с первой попытки;
0,5 балла — правильный ответ со второй попытки;
0,25 балла — правильный ответ с третьей попытки.
2-й блок заданий включает изучение просодической стороны речи. При этом анализируются следующие компоненты: темп, ритм речи, паузация, мелодика, логическое ударение, употребление основных интонационных конструкций.
Для изучения восприятия и воспроизведения темпа можно использовать следующие задания (по Ю. Н. Родионовой).
Инструкция: «Я прочитаю тебе стихотворение, а ты подумай и скажи, я говорила быстро, медленно или нормально».
Инструкция: «Слушай внимательно, как я скажу, и постарайся сказать точно так же, как я». Ребенок должен вслед за взрослым воспроизвести речевой отрезок (потешку) в быстром, медленном темпе или с изменяющимся темпом: от медленного к быстрому и наоборот .
При обследовании темпа речи необходимо определить также нарушения паузации речи, определяя соотношение между количеством в свободной речи ребенка (в процессе рассказывания или пересказывания) правильных пауз (совпадающих с местом соединения звуковых и слоговых единиц) и нарушенных (неоправданных пауз в середине фразы, деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки). После этого диагностируется ритм речи.
Ритм речи — это упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием. Обязательным условием ритма является наличие акцентов, т. е. сильных и выделяющихся элементов, определяющих отношение говорящего.
Изучая восприятие и воспроизведение ритма детей дошкольного возраста, Ю. Н. Родионова рекомендует использовать следующие задания.
Инструкция: «Послушай внимательно и повтори». От ребенка требуется вслед за взрослым (отраженно) воспроизвести речевые ритмические структуры стихотворных текстов и слоговых серий:
Та-та-Та-та;
та-Та-та-Та;
Та-та-та-Та-та-та;
та-та-Та-та-та-Та;
Та-та-та-та-та-Та-та-та-та.
Инструкция: «Прочти свое любимое стихотворение или спой песенку». От ребенка требуется самостоятельно воспроизвести речевые ритмические структуры.
После выполнения заданий можно исследовать уровень развития мелодики.
Мелодика (от грек, melos — напев) — это изменение высоты голосового тона в речи, чередование высоких и низких тонов, один из компонентов интонации.
Изучение восприятия и воспроизведения мелодики можно организовать с привлечением следующих заданий:
Инструкция: «Послушай внимательно мои песенки и скажи, они одинаковые или разные». От ребенка требуется определить, одинаково или по-разному звучат ряды гласных звуков, отличающиеся только направлением основного тона:
А_У_И_А_\ и А_У_И_А_/; 0_И_А_У_7 и О_И_А_У_ \;
А_У_/ И_А_ \ и А_У_\ И_А_У; О_И_ \ А_У_/ и О_И_ / А_У_\.
Инструкция: «Послушай меня и повтори за мной мою песенку». Ребенок должен воспринять и отраженно воспроизвести следующие образцы мелодических рисунков:
ТА_ТА_ТА_ \; ТА_ТА_ТА_/; ТА_ТА_/ТА_ТА_Д; ТА_-ТА_ДТА_ТА_ /
Изучение восприятия и воспроизведения логического ударения — следующий этап обследования просодической стороны речи.
До начала выполнения заданий детям в доступной форме объясняется значение термина «логическое ударение». Сам термин не называется, но при этом поясняется, что в предложениях голосом выделяются те слова, которые считаются особенно важными. Предлагаем использовать следующие задания.
Инструкция: «Послушай внимательно и скажи, я произнесла одинаковые или разные предложения? Что самое важное в первом предложении? Что самое важное во втором предложении?» Ребенку нужно определить, одинаково или по-разному произнесены фразы, отличающиеся только местом логического ударения, пояснить изменение смысла.
Инструкция: «Слушай внимательно, как я скажу, и постарайся сказать точно так же, как я». Ребенок должен отраженно воспроизвести фразы-образцы с выделением акцентируемого слова, парные фразы, одинаковые по лексическому и грамматическому строению, но отличающиеся местом логического ударения.
Затем можно переходить к изучению интонации.
Интонация — сложный комплекс просодических элементов, включающих мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.
При первичном исследовании интонации обращается внимание на следующие параметры:
Еще по теме:
Функции межпредметных связей в обучении
По мнению В.Н. Максимовой межпредметные связи призваны выполнять ряд функций. Образовательные функции межпредметных связей. Совершенствование содержания образования в школе опирается на комплексное использование в обучении межпредметных связей. Это является одним из критериев отбора и координации у ...
Основные направления деятельности социального педагога
Главная цель, которую ставит перед собой социальный педагог, заключается в определении специфики работы с рассматриваемой категорией семей, позволяющих выявить проблемы неполной материнской семьи и наметить пути их эффективного преодоления. Также, опираясь на достигнутые результаты и особенности не ...
Педагогические условия воспитания нравственных ценносте
В данном параграфе будет рассмотрено понятие педагогические условия, а также выявлены педагогические условия воспитания нравственных ценностей в условиях классного коллектива подростков. Для чего мы обратимся к работам Конниковой Т.Е и Васильевой З.И, а также учтем выводы полученные в предыдущих па ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.