Ученые объяснили, как образование продлевает жизнь

Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.

Старшая профильная школа: какой она будет

В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.

Обучение учащихся умениям и навыкам

Образование и педагогика » Обучение учащихся умениям и навыкам

Страница 3

Практические пробы носят характер сознательных попыток воспроизведения определенных движений. Контроль результатов, оценки и корректировки действий являются до той или иной степени сознательными. Подражание опирается на наблюдение (целенаправленное восприятие) образца осваиваемых действий. Но самое главное – это то, что выбор и регуляция приемов начинают управляться осмысливанием их цели и представлением их содержания.

Таблица 3 Изменения структуры действия в процессе его освоения (по Л. Б. Ительсону)

Состав действия

Компоненты действия

Двигательное исполнение

Сенсорный контроль

Центральное регулирование

Элементы действия  

Устранение ошибочных и лишних движений

Развитие способности к выделению чувственных ориентиров

Перемещение оценки на результаты и условия действия

Сочетание элементов

Совмещение одновременных движений

Формирование сенсорных синтезов – «профессиональных чувств»

Слияние интеллектуальных операций в синтетические акты – «интуиции»

Последовательность элементов

Объединение последовательных движений

Замена зрительного контроля мускульным-кинестезическим

Предвосхищение следующих элементов действия

Главным средством для этого служит речевая деятельность, а также воспроизведение «в уме» образа действий, которые требуется совершить. Эксперименты, проведенные в лаборатории Л. Б. Ительсона, показали, что введение «мысленных действий» заметно сокращает общее число попыток, необходимых для формирования навыка.

Различают сенсорные, двигательные (моторные), сенсомоторные, интеллектуальные и другие навыки. В зависимости от того, какой навык у учащихся формируется, изменяются и требования к организации обучения. Однако наличие у учащихся интереса к решаемым задачам, показ и разъяснение их важности и полезности, создание установки на овладение навыком – это общие условия формирования любого вида навыка. Немаловажны и такие условия, как информация о достигнутых результатах, поощрение правильных действий и успехов.

Различение цветов, запахов, вкусов, температур, расстояний, скорости требует развития сенсорных навыков, в основе которых лежит деятельность органов чувств человека. В тех же видах деятельности, где преобладает мышечная работа, необходимы двигательные (моторные) навыки. Это может быть обучение танцам, плаванию, бегу, ходьбе и т. д.

В некоторых видах деятельности одинаково значимыми оказываются работа и органов чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и т. д.) и мышц. В таких случаях говорят о необходимости развития сенсорно-моторных навыков. С их помощью происходит овладение письмом, чтением, рисованием, черчением, печатанием, ездой, вышиванием и др.

Более сложные, чем сенсорные и моторные, навыки интеллектуальные, т.е. навыки осуществления умственной деятельности, решения мыслительных задач разной степени трудности. Сюда можно отнести навык счета, говорения, выбора способов действий, стиля общения, стратегий взаимодействия и др.

На процесс формирования умений и навыков большое влияние оказывает методика обучения. Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие (умение), а функционирует как автоматизированный прием выполнения действия. Его роль заключается в освобождении сознания от контроля над выполнением приемов действия. Выработка навыка идет через перенос сознания на цели и условия действия.

Типичный путь формирования навыка включает четыре этапа, которые представлены в табл. 4.

Процесс освоения действий можно описать количественно, если измерить, как изменяется в зависимости от числа упражнений какой-нибудь из признаков действия (например, количество ошибок, количество правильно решенных задач, затраченное время, количество продукции и т. д.).

В первые десятилетия

XX в. кривые упражнений привлекали к себе большое внимание психологов. От них ожидали решения множества важных вопросов о закономерностях научения, его типах, условиях и т. д. Было проведено много исследований, вычерчено несметное количество кривых упражнений и предложено бесчисленное количество их истолкований. С попыток вывести формулы для этих кривых началось целое направление – математическое моделирование в психологии.

Однако через несколько десятилетий всеобщий энтузиазм и большие ожидания, как это часто бывает, сменились разочарованием. Кривых формирования навыка обнаружилось столько, что их классификации начали приобретать почти случайный характер. Практически для каждой задачи и у каждого ученика появлялась «своя кривая». Более того, у того же самого человека имели место в различных случаях самые разные «кривые научения».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Структура образовательного контента
Обеспечение качества подготовки специалистов во многом зависит от объема образовательного контента (содержания), доступного студентам. В ходе эксперимента почти каждый вуз выбрал для себя наиболее подходящий для применяемых им технологий образовательный контент (по структуре и содержанию). Рассмотр ...

Грамотность – ее основные термины и положения
Чтобы говорить о подготовительном периоде обучения детей грамотности следует дать определения её (грамотности) основным терминам. Итак, чтение на начальном этапе формирования есть действие по воссозданию звуковой формы слова на основе его графической (буквенной) модели. Если принять современную тер ...

Методологические, дидактические и психологические основания проблемного обучения
Концепция проблемного обучения имеет более чем полувековую историю. Оно возрождалось в разных формах и тридцать, и двадцать лет назад, иногда и в директивном порядке. Был период увлечения проблемным методом преподавания, когда учебный материал преподносится в виде серии проблем, разбор которых пров ...

Искусственный интеллект в образовании

Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru