Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
Человек приобретает новые формы поведения, овладевает новыми видами деятельности, необходимыми ему для решения жизненно важных задач, только тогда, когда он научается изменять способы и структуры своих действий, образовывать новые связи между отдельными предметами и их свойствами, между различными ситуациями и вызвавшими их причинами. Обучение при этом выступает своеобразным способом накопления практического опыта решения задач подобного рода. Такой опыт представляет собой совокупность умений и навыков, формирование которых является одной из основных задач обучения. Каждый вид целостного действия требует для своего осуществления специфических умений и навыков.
Решение проблемы обучения умениям и навыкам связано со знанием психологической структуры человеческих действий. Любое предметное действие человека складывается из предметных движений, связанных в пространстве и времени. Несмотря на их многообразие они состоят из трех простых элементов: «взять», «переместить», «опустить». К этому присоединяются вспомогательные движения корпуса (наклоны, повороты) и ног (поднятие, опускание, перемещение). Разные виды движений отличаются своей траекторией, длительностью, силой, скоростью, темпом и тем, какими частями тела они выполняются. По качеству движения могут быть точными, меткими, ловкими, координированными.
Кроме предметных движений в деятельности человека участвуют движения, обеспечивающие установку и сохранение позы (стояние, сидение, лежание и др.), перемещение (ходьба, бег), коммуникацию. В коммуникации выделяют выразительные движения (мимику и пантомимику), смысловые жесты, речевые движения. В двигательных актах кроме рук и ног участвуют также мышцы корпуса и лица, гортань, голосовые связки и др.
Овладеть любым действием – значит овладеть определенной системой движений. Движения в свою очередь зависят от цели действия, от свойств предмета, на который оно направлено, и от условий действия. Разные объекты обусловливают разную структуру движений и мышечной деятельности.
Отечественные физиологи П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн и др. показали, что работа мышц управляется не только задачей движения, но и условиями, в которых оно осуществляется. Мышцы «подстраивают» свою активность к величине поднимаемой тяжести, сопротивлению отталкиваемого предмета, чтобы обеспечить заданное направление и скорость движения.
Выполнение движения непрерывно контролируется и корректируется. Происходит сопоставление их текущих результатов с конечной целью действия. Этот контроль осуществляется с помощью органов чувств (зрения, слуха, мышечного чувства). Управление движениями осуществляется по принципу обратной связи. Каналом связи служат органы чувств, а источником информации – определенные воспринимаемые признаки предметов и движений, которые играют роль ориентиров действия. Эта форма обратной связи была названа П. К. Анохиным обратной афферентацией.
Освоение любого действия не ограничивается овладением способами выполнения определенной системы движений. Оно необходимо включает в себя освоение способов сенсорного контроля и корректировки движений в соответствии с их текущими результатами и свойствами объектов действия. Основой этого процесса является усвоение чувственных ориентиров, информирующих мозг о состоянии внешней среды, протекании в ней движений и их результатах. Ориентиры определяют движения не сами по себе, а в соответствии с целью действия. Структура движений, из которых состоит действие, управляется и регулируется целью. Цель действия определяет, какие свойства и состояния вещей становятся ориентирами его выполнения, контроля и коррекции.
Знание цели и стремление к ней способствуют освоению действия. Действия человека непосредственно определяются не только его биологическими, но и социальными потребностями. Все продуктивные действия человека могут совершаться только на основе регулирования их сознанием. Человеческие действия – это всегда сознательные действия.
Действие человека в своей структуре имеет три компонента: сенсорный (чувственный), моторный (двигательный) и центральный. В осуществлении действия эти компоненты выполняют следующие функции: исполнение, контроль, регулирование. Способы исполнения, контроля и регулирования действий, которыми пользуется человек, называются приемами деятельности.
Каждая из этих функций реализуется сознательно и бессознательно. Например, система движений гортани, необходимая для произношения слов, совершенно не сознается человеком. На физиологическом уровне происходят сложные мышечные сокращения и растяжения, которые необходимы для выполнения любого движения. Осознаются, как правило, конечные цели действий, а также общий их характер. Некоторые движения могут выполняться как на уровне сознательного, так и бессознательного регулирования. Ходьба – типичный пример автоматизированной деятельности, большая часть движений в которой осуществляется бессознательно. При овладении действиями вначале требуется их детальная сознательная регуляция, а затем они начинают выполняться при все меньшем участии сознания, т. е. автоматизируются. Частичную автоматизированность исполнения и регуляции целесообразных движений называют навыком.
Еще по теме:
Проблемно-модульный подход к организации и контролю
учебной работы студентов
Изучение учебного материала в виде серии проблем, которые разрешаются при непосредственном участии обучаемых, безусловно, стимулирует их познавательную активность и интерес к изучаемому предмету. В условиях расширения самостоятельной работы студентов может быть реализована возможность ее организаци ...
Диагностика физической подготовленности юношей старшего школьного возраста
Опытно-экспериментальная работа по изучению роли национальных видов спорта в физическом воспитании юношей проводилась на базе АСОШ Олекминского улуса. Целью опытно-экспериментальной работы является изучение влияния национальных видов спорта на развития физической подготовленности юношей старшего шк ...
Понятие процесса воспитания
В процессе воспитания прошлых эпох (в период античности, в Средние века, в эпоху Возрождения) уже были поставлены многие важнейшие вопросы развития детей. В работах древнегреческих ученых Гераклита, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля рассматривались условия и факторы становления поведения и ли ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.