Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
На основе теоретического анализа существующей литературы и педагогического опыта по проблеме исследования нами были выявлены следующие условия реализации личностно ориентированного обучения в начальной школе: проведение обязательного и регулярного психолого-педагогического исследования возрастных особенностей учащихся, учет этих особенностей при обучении; отбор содержания урока, позволяющего реализовать основную цель личностно ориентированного обучения -создание условий для развития личностных функций учащихся; проведение экспериментальных методик, направленных на диагностику развития личности младших школьников.
Целью нашей работы явилось изучение влияния личностно ориентированного подхода к формированию мотивов учения младших школьников. Для реализации этой цели нами были взяты традиционные методики для изучения мотивов учения.
На первом этапе были продиагностированы уровень школьной мотивации, мотивы учебной деятельности, выявлена направленность мотивов учебной деятельности и познавательных интересов детей младшего школьного возраста. Общее число испытуемых составило 18 человек.
Экспериментальное исследование характера и динамики мотивов учения младших школьников позволяет сделать следующие выводы:
- учащиеся как экспериментального, так и контрольного классов к мотивам, лежащим в основе положительного отношения к предметам, выделяют: хорошее отношение с учителем, предмет требует терпения, родители считают предмет важным, получаю удовольствие при его изучении;
-к мотивам, лежащим в основе отрицательного отношения к предметам, выделяют то, что учитель мало хвалит, плохие отношения с учителем, предмет трудно усваивается, не интересен;
-преобладает хороший уровень школьной мотивации, но низкий высокий уровень;
-среди любимых предметов учащиеся выделяют физическую культуру, но мало кто любит математику, русский язык.
Таким образом, в целом можно заключить, что на основе проведенного нами исследования были исследованы мотивы учения школьников третьих классов, особенности их динамики. Выявлены изменения доминирующих мотивов от внешних к внутренним.
Полученные данные позволяют сделать заключения о большом позитивном влиянии личностно ориентированного подхода на развитие мотивов учения.
Мы считаем, что применение личностно ориентированного подхода на уроке способствовало повышению уровня познавательной активности учащихся. Большинство ребят систематически и достаточно качественно стали готовиться к занятиям.
Осуществление личностно ориентированного подхода в обучении позволило выделить ученика как субъекта учебной деятельности; развить его интеллектуальные и творческие способности до уровня индивидуальных возможностей. Развитие этих способностей обеспечило не только эрудированность, разносторонность мышления, самостоятельность младших школьников, но и создало благоприятные условия для развития личностных качеств детей. Наблюдения за учебной деятельностью детей показывают, что наиболее яркий результат достигнут в развитии таких компонентов, как учебно-познавательный интерес, целеполагание, рефлексия. Позитивная динамика наблюдается у каждого ученика.
Результаты проведённого нами исследования позволяют сделать следующий вывод: экспериментальным путём доказано, что применение личностно ориентированного подхода влияет на повышение уровня мотивации к учению. Об этом свидетельствует положительная динамика по тем параметрам, которые нами были определены
Выше сказанным важно подчеркнуть следующее. Учитель в своей работе может и должен использовать все положительное, что есть в практике учителей, работающих по разным системам. Учебный процесс по содержанию, форме подачи материала должен быть гибким и преследовать одну из главнейших задач обучения - сделать усвоение знаний учащихся прочным, осмысленным, а саму учебу - желанной, доставляющей радость.
На наш взгляд, формировать адекватные учебной деятельности мотивы нужно не только у учащихся 3 классов (хотя согласно нашим данным, именно у них в первую очередь это необходимо делать), а и у учащихся, заканчивающих обучение в начальной школе. Программа формирования мотивов учения у них должна быть ориентирована, прежде всего на развитие устойчивости имеющейся положительной мотивации учения, тем более, что практика показывает: отсутствие преемственности при переходе в среднее звено создает у учащихся определенные трудности и, в частности, отмечается ослабление желания учиться.
Наше исследование не раскрывает всех сторон проблемы влияния личностно ориентированного подхода на эффективность процесса обучения младших школьников, поэтому не является исчерпывающим. Перспективным направлением мы считаем обоснование влияния личностно ориентированного подхода на другие качества личности.
Еще по теме:
Первый этап подготовки ребенка к обучению грамоте – понимание
и овладение речью
Ребенок начинает понимать обращенную к нему речь уже на второй половине первого года своей жизни и это уже можно назвать первым этапом подготовки ребенка к обучению грамоте: правильной речи, чтению и письму. Ребенок усваивает связи между произносимыми словами, предметами и собственными действиями. ...
Общие принципы обследования речи детей раннего возраста
В раннем возрасте подражательные способности ребенка чрезвычайно велики, он легко и непринужденно усваивает огромное количество новых слов и понятий, с удовольствием учится произносить понравившиеся слова, стремиться чаще использовать их в речи. Его артикуляционные возможности еще несовершенны, фон ...
Личностно ориентированный подход в работе учителя по формированию у младших
школьников мотивации учения
В начальной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться. Работа п ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.