Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
Трудность выделения главного, существенного отчетливо проявляется в одном из основных видов учебной деятельности школьников - в пере сказе текста. Психолог А. И. Липкина, исследовавшая особенности устного пересказа, заметила, что краткий пересказ дается детям гораздо труднее, чем подробный. Рассказать кратко - это, значит, выделить основное, отделить его от деталей, и именно это дети делать и не умеют. Если попросить детей рассказать коротко, рассказать только главное, они часто пропускают существенные смысловые моменты, и смысл их пересказа очень страдает от этого. Беспомощность в выделении главного приводит к неумению делить текст на смысловые части. Еще более трудной оказывается для детей задача озаглавить выделенную часть таким образом, чтобы заглавие выражало главную мысль отрывка. При задании охарактеризовать действующее лицо литературного произведения школьники в большинстве случаев не анализируют свойства его личности, а пересказывают эпизоды от одного из действующих лиц.
Итак, процесс абстрагирования, формирования понятий, рассуждений представляет для школьника значительную трудность.
Мы совершаем мыслительные операции, не только решая теоретические проблемы, но и тогда, когда, прибегая к абстрактным теоретическим построениям, мы с более или менее глубоким учетом объективных условий осмысленно решаем любую задачу, оставаясь в рамках наглядной ситуации.
Человек не может мыслить только в понятиях без представлений, в отрыве от чувственной наглядности; он не может также мыслить одними лишь наглядными образами, без понятий. Понятие отвлеченного мышления отражает общее; но общее никогда не исчерпывает особенного и единичного; это последнее отражается в образе. Поэтому мысль, будто образ является только низшим уровнем познания, который на высшем уровне должен и может быть безостаточно заменен понятием, является заблуждением рационалиста, ошибочно воображающего, что можно исчерпать действительность понятием. Поэтому мы различаем образное мышление и словесно - логическое или абстрактное, понятийное не только как два уровня, но и как два вида или два аспекта единого мышления; не только понятие, но и образ выступает на всяком, даже самом высшем, уровне мышления. Процесс формирования понятий и рассуждений тесно связано с образами соответствующих понятий.
Французский психолог А. Валлон писал, что образы и понятия взаимно содержат друг друга. Потенциально они находятся одни в других. Таким образом, очевидна связь между мышлением образным и словесно - логическим. Как правило, эти два вида мышления участвуют в решении мыслительных задач, возникающих как в быту, так и в учебе и труде. В научном труде, учебнике, художественной книге, например, бывает одинаково необходимо, как последовательно рассуждать, так и уметь представить себе в образной форме изучаемые явления и возможные результаты их преобразования.
Необходимо также понять, когда начинается становление образного и словесно - логического мышления.
Ребенок рождается, не обладая мышлением. Чтобы мыслить, необходимо обладать некоторым чувственным и практическим опытом, закрепленным памятью. К концу первого года жизни у ребенка можно наблюдать проявления элементарного мышления.
В раннем детстве ребенок не только замечает уже имеющиеся связи между предметами, но и начинает самостоятельно устанавливать новые связи и отношения, учитывать их в своих действиях.
Согласно исследованиям ученого - психолога, ведущего специалиста РАО В. В. Степановой, ребенок, действуя с реальными объектами, устанавливает взаимосвязь между звучащим словом и комплексом индивидуальных переживаний. Это происходит уже на 3 - ем году жизни ребенка.
Если ребенок не пользуется мылом, ему трудно будет понять значение фразы «намылить руки». Так же, как и невозможно объяснить словами, ощущения, вызванные вкусом лимона, если ребенок не пробовал кислого. Научившись придвигать к себе предметы при помощи палки, ребенок пользуется для этой же цели любым удлиненным предметом (линейкой, зонтиком и т. д.), отвлекаясь от других его особенностей. Вместе с тем ребенок начинает использовать знакомое орудие в новых ситуациях, усваивает его обобщенное значение для решения определенного рода задач. Так, научившись копать лопаткой песок, он использует ее для копания снега, земли. Обобщение, первоначально возникающее в действии, закрепляется в словах: дети начинают называть одним и тем же словом предметы, которые используются для одной и той же цели. Так начинают формироваться простейшие понятия, что в свою очередь, является предпосылкой развития словесно - логического мышления.
Еще по теме:
Использование игр и игровых упражнений при обучении детей плаванию
Игры в воде широко используются при обучении плаванию детей с самых первых занятий. Они способствуют осваиванию различных движений в воде. Кроме того, игры в воде используются и как метод закрепления и совершенствования отдельных навыков движений способа плавания. Игровая деятельность развивает у д ...
Эффективность созданных условий и проведенных мероприятий на формирующем этапе
эксперимента
Цель контрольного эксперимента - проверка эффективности созданных нами условий и проведенных мероприятий по повышению уровня экологических знаний и динамических представлениях о живой природе. Контрольный эксперимент проводился с дошкольниками экспериментальной и контрольной групп. Для определения ...
Коррекционная программа по снижению тревожности у детей младшего школьного возраста методом глинотерапии
Из глины может лепить каждый. Любой человек может скатать шарик или «колбаску», расплющить ее пальцами, а потом соединить все это, создав скульптуру. Глина – это чудесный медиум. Ее мягкая субстанция активизирует тактильные ощущения, пробуждая чувство радости. В качестве материала для терапевтическ ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.