Ученые объяснили, как образование продлевает жизнь

Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.

Старшая профильная школа: какой она будет

В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.

Образное и словесно - логическое мышление

Страница 1

В нашей работе нас интересуют два вида мышления - образное и словесно - логическое. Рассмотрим данные виды мышления.

В настоящее время образное мышление является недостаточно развитым видом мышления и его развитию уделяется очень мало времени. Согласно психологу О. К. Тихомирову с помощью образного мышления более полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременное видение предмета с нескольких точек зрения. Очень важная особенность образного мышления - это установление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. Образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач, соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими мы можем найти решение интересующей нас задачи. Именно образы служат средствами решения задачи. Образы, используемые человеком в образном мышлении, построены иначе, чем образы восприятия. Это - отвлеченные и обобщенные образы, в которых выделены только те признаки и отношения предметов, которые важны для решения мыслительной задачи. В действиях образного мышления, так же как и в действиях восприятия, мы пользуемся средствами, созданными обществом. В ходе его развития были выработаны наглядные формы, в которых можно фиксировать знания, представлять и изображать разные отношения вещей. Это наглядные модели: макеты, планы, рисунки, схемы и т.д. Усваивая принципы их построения, человек овладевает средствами образного мышления.

Нередко наше обучение, «забираясь в самые отдаленные отвлеченности», попросту не адресуется к образному мышлению, его познавательным возможностям и тем самым создает большие трудности для учащихся. Обучение, совсем не адресованное к образному мышлению, не только не способствует его развитию, но и подавляет его. Отсюда трудности мышления, оторванного от образной основы, являются вполне естественными: образ - это не просто «подножка» теоретической мысли, это его составная часть.

Здесь уже прослеживается связь образного мышления с мышлением словесно - логическим. Рассмотрим данный вид мышления подробнее.

Словесно - логическое мышление - один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций, существующих и функционирующих на базе языка, языковых средств. В структуре словесно - логического мышления формируются и функционируют различные виды обобщений.

Словесно - логическое мышление синонимично с мышлением абстрактным и понятийным. Понятийное мышление - это вид мышления, в котором используются определенные понятия. Абстрактное мышление направлено на нахождение общих закономерностей в природе и обществе с помощью понятий, суждений, умозаключений. Таким образом, эти три вида мышления имеют в своей основе понятия.

Логическое мышление - это мышление при помощи рассуждений. Рассуждать - это, значит, связывать между собой разные значения для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед нами вопрос, решить мыслительную задачу. В процессе рассуждений мы используем понятия о предметах, явлениях, их свойствах и отношениях. В свою очередь, понятия - это средства словесно - логического мышления, а способами их использования при решении мыслительных задач служат рассуждения, выполняемые по определенным правилам.

Способность к формированию понятий, т. е. выделению немногих наиболее общих свойств предметов и явлений, самых сильных и устойчивых связей между ними относится к «левополушарному» вкладу в единый процесс мышления. Эта способность должна целенаправленно развиваться школьным обучением, однако данный вид мышления недостаточно развит не только у детей, но и у взрослых.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Основные принципы организации двигательной деятельности детей на прогулке
В целях насыщения прогулки интересными делами в ее структуру предлагается вносить наблюдения и дидактические задания, совместные со взрослым трудовые действия и подвижную игру. При этом значительная часть времени отводится самостоятельной деятельности детей. Все эти структурные части выступают не к ...

Методика проведения уроков в 7 классе на тему «Взаимное расположение прямых» с использованием технологии модульного обучения
Модульная технология обучения имеет большие перспективы использования на уроках информатики и в начальном, и в среднем и в старшем звене. Модульное обучение основано на следующей основной идее: ученик должен учиться сам, а учитель обязан осуществлять управление его учения: мотивировать, организовыв ...

Сравнительный анализ организационных форм обучения
В начальных классах гимназии № 1 сложилась классно-кабинетная и урочно-полиморфная система обучения, которые позволяют включить ребенка в образовательный процесс как целостность, обеспечивают полноценное функционирование всех его познавательных сил. Урочно-полиморфная система задает определенный ри ...

Искусственный интеллект в образовании

Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru