Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
Одна из актуальных задач школы в согласии с родителями воспитать у ребят чувство ответственности за свою семью, свою фамилию, продолжение своего рода, сохранение добрых семейных традиций, осознании истории семьи, как части истории своего народа.
Принцип почтения к тому, кто старше годами, коренится ещё в первобытных верованиях. Культ предков - этап духовной жизни, который прошли все народы. Почитание старших отражалось в мельчайших подробностях быта славян: не садись первым за стол, не бери первым ложку, лучший кусок - отцу-кормильцу (а вовсе не детям, как теперь), не говори много в присутствии старших.
В условиях современности почитание родителей, уважение к старшим людям, могло бы стать для детей внутренним мотивом для того, чтобы не совершать плохие поступки. Стержнем воспитания является нравственное сознание, на основе которого формируется нравственное поведение. Нравственное сознание "утверждает в душе ребенка идеи правды, справедливости и добра" (Б. Т. Лихачев).
Свою деятельность как классного руководителя, автор программы акцентирует на проблеме нравственного воспитания школьников через почитание старших, в связи с тем, что разрушена система ранее сложившихся родительских и педагогических воздействий на детей. Наблюдаются значительные негативные изменения в духовной жизни общества, влияющие на нравственное здоровье нации (резкое падение уровня воспитанности, развитие бездуховности, массовое вовлечение молодого поколения в «зону социального риска»). В результате переоценки ценностей обществом дети оказались в условиях своеобразного нравственного вакуума.
Наряду с несомненным прогрессом в понимании общечеловеческих ценностей, существуют барьеры в их формировании у подростков, которые отчётливо стали проявляться в условиях рыночных отношений:
1) гипертрофия в представлении воспитанников о значении денег, ориентация на материальное благополучие любой ценой;
2) пренебрежительное отношение к национальным культурным ценностям;
3) недооценка таких нравственных качеств как доброта, милосердие, совесть, терпимость.
В связи с этим, у классного руководителя возникает необходимость в создании воспитательной Программы, способствующей воспитанию личности, умеющей сделать нравственный выбор, ответственной за свои дела и поступки, уважающей права и свободы других людей, обладающей чувством гордости за свою семью, фамилию.
Фундамент гражданской позиции взрослого человека закладывается в раннем детстве. Поэтому, вместе с родителями, уделяю большое внимание формированию ценностных качеств личности школьника, воспитанию честности, правдивости, отзывчивости, милосердия. Например, использование воспитательных возможностей народных традиций, фольклора (русского и других народов) способствует приобщению детей к ценностям национальных культур.
Ценностным ядром в воспитании являются бабушки и дедушки моих учеников, которые формируют у детей бережное отношение к национальным богатствам страны, чувство любви к «малой родине».
Кроме того, уделяю большое внимание развитию у детей общественной активности. В рамках школьной организации «Радуга» формируется гражданин, который способен самостоятельно принимать решения, брать ответственность на себя, отстаивать свою точку зрения, обладающий развитой культурой общежития.
Воспитывая деловых и здоровых людей, мы хотим быть уверенными в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания школьников. В свою очередь, это предполагает необходимость формирования у учащихся высоких нравственных, моральных, этических качеств, среди которых: патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу своей семьи и Отечества в целом.
Цель программы: реализация системы духовно-нравственного воспитания подростков в единстве сознания и поведения на основе народной педагогики.
Задачи программы:
формировать у детей ответственность, правосознание, уважение к родителям и старшим людям;
формировать необходимые моральные ориентиры, почерпнутые из «чистого родника» народной мудрости и опыта, формировавшихся веками народных принципов и заповедей, а также высших социально-нравственных качеств;
знакомить учащихся с духовными традициями России, её героическим прошлым, государственной символикой, культурой межнациональных отношений;
формировать гордость за сопричастность к деяниям предков и современников и историческую ответственность за происходящее в обществе.
В нашей концепции, основанной на идее «воспитание через почитание старших», мы выделяем три основные группы методов воспитания:
1) методы формирования сознания (убеждение; личный пример родителей, учителя; внушение; беседа, объяснение необходимости терпимого, бережного, заботливого отношения к старшему поколению);
2) методы организации деятельности и формирования опыта (организация деятельности – помощи бабушкам, дедушкам, родителям; формирование общественного мнения, приучение, упражнения, создание воспитывающих ситуаций и др.);
3) методы стимулирования поведения и деятельности (поощрение, порицание).
В своей практической деятельности классного руководителя по реализации Программы нравственного воспитания учащихся 7-9 классов «Почитание старших» опираюсь такие на технологии, как: «Личностно-ориентированная технология» (Д.А.Белухин); «Культурологическое воспитание школьников»; «Технология коллективных творческих дел» (И.П.Иванов); «Технология саморазвития личности» (Г.К.Селевко); «Технология ролевых игр»; «Технология педагогической поддержки» (О.С.Газман)
1. Структура программы.
Данная Программа предназначена для учащихся VII-IХ классов общеобразовательной школы. Программа имеет четыре основных направления «Моя семья», «Взаимоотношения с родителями и близкими людьми», «Святыни моего народа», «Забота», которые присутствуют в каждом году обучения, углубляясь и расширяясь в связи с возрастными особенностями детей. Таким образом, воспитательный процесс идёт концентрически.
Основные направления программы:
1-е направление - «Моя семья» - предполагает воспитание чувства гордости и ответственности за свою семью, свою фамилию, продолжение своего рода, сохранение добрых семейных традиций.
2-е направление - «Взаимоотношения с родителями и близкими людьми» - предполагает воспитание милосердия, добропорядочных взаимоотношений с людьми, уважения к старшему поколению, почитания родителей.
3-е направление - «Святыни моего народа» - предполагает воспитание любви к окружающему миру, своему Отечеству, осознание воспитанниками истории семьи, как части истории своего народа.
4-е направление – «Забота» - предполагает организацию и проведение конкретной благотворительной деятельности учащихся.
2. Механизмы реализации программы.
Под «механизмом реализации» программы нравственного воспитания школьников «Почитание старших» мы понимаем те факторы, средства, которые создаются для достижения поставленной цели. К числу наиболее действенных механизмов мы относим:
разработку и реализацию программы воспитания у школьников почитания родителей и уважения к старшим людям;
изменение личностного понимания учащимися сущности милосердия;
моделирование специальных ситуаций;
стимулирование инициативы детей;
взаимодействие школы, родителей и общественности (Совета ветеранов Великой Отечественной войны, женсовета, администрации посёлка Энергетик) в нравственном воспитании учащихся;
активизация деятельности учащихся в рамках детской организации «Радуга»;
привлечение к реализации программы работников Д/к «Современник», с/к «Дельфин», школьного краеведческого музея, музея боевой и трудовой Славы Ириклинской ГРЭС, школьной и поселковой библиотеки, музыкальной школы, ДЮСШ, Детского центра.
3. Правовой базой для составления программы являются:
Конвенция ООН о правах ребенка. 1989.
Семейный кодекс Российской Федерации. 1996.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 31.01.2001г. № 90/30 -16).
Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005-2010 годы”.
4. Условия реализации программы:
1) заинтересованность детей и взрослых в решении поставленных задач; 2) совместная деятельность с родителями, бабушками и дедушками воспитанников, с учреждениями дополнительного образования, со школьным и районным краеведческими музеями, школьной организацией “Радуга”; 3) Программа рассчитана для использования в общеобразовательной школе.
5. Взаимодействие школы и семьи по воспитанию у детей почитания старших должно строиться на принципах:
преемственности и связи поколений, сохранения и развития лучших традиций духовно-нравственного воспитания;
системности в воспитании уважения к родителям и другим людям, что позволяет обеспечить целостность становления личности ребёнка;
гуманистической направленности воспитания (уважения к личности воспитанника в сочетании с требовательностью; отношения между подростками, педагогами, старшим поколением стоится на взаимном доверии, сотрудничестве, любви, доброжелательности);
культуросообразности, основанной на общечеловеческих ценностях;
открытости, обеспечивающей постоянный контакт семьи и школы, доступности для родителей информации об эффективности воспитания почитания старших;
единства и согласованных требований всех участников воспитательного процесса: педагогов школы, родителей, старшего поколения (бабушек, дедушек), общественности;
6. Прогнозируемые результаты:
повышение уровня духовно-нравственного развития детей;
проявление уважительного отношения к старшему поколению;
проявление заботливого отношения к родителям;
умение поддерживать семейные ценности;
приобщение к истории своей семьи, школы, посёлка и культуре народов;
повышение уровня социальной комфортности в коллективе;
воспитание чувства гордости за свою семью, любви к родному краю;
активное участие родителей в жизни класса, школы;
повышение степени удовлетворения родителей результатами работы школы, классного руководителя.
7. Диагностика социально-нравственные качества воспитанников:
1) Общая педагогическая диагностика класса:
«Изучение воспитанности учащихся» (М.И.Шилова);
«Выявление коммуникативных склонностей учащихся» (Р.В. Овчарова);
«Определение профессиональных интересов подростков»;
«Школьный тест умственного развития»;
«Определение креативных способностей» (тест П.Торранса);
«Определение ведущего канала восприятия информации» (тест Б.А. Левиса, Ф.Пукелика);
«Изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью» (А.А.Андреев);
«Определение уровня сотрудничества в классе и места каждого ученика в классном сообществе по методике «ТУСовка» и «Мишень»;
«Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллектива» (О.В. Лишин);
«Методика выявления уровня развития самоуправления» ( М.И. Рожков);
«Выявление уровня удовлетворённости родителей работой ОУ и классного руководителя»;
2) Диагностика духовно-нравственного развития подростков в рамках реализации программы «Почитание старших»:
«Анкетирование «Я и моя семья»;
«Диагностика ценностных отношений школьника» (Б.П.Битиносс);
«Метод недописанных тезисов»:
« Счастливая семья – это …»;
«Я горжусь своей семьёй, потому что …»;
«Мои бабушка и дедушка самые лучшие …»
Для получения результатов используется комплекс диагностических методов: письменный опрос, анализ документов и работ учеников, наблюдение, социометрия, моделирование специальных ситуаций, беседа, анкетирование, тестирование и др.
8. Критерии эффективности реализации программы «Почитание старших»:
Об эффективности реализации программы «Почитание старших» в воспитательном процессе можно судить по результативности и процессуальной оценке.
Это означает, что воспитание тем эффективнее, чем больше результаты совпадают с целями. Результативность проявляется в уровне воспитанности учащихся, который выражается в показателях - наблюдаемых признаках поведения и сознания: умения и знания учащихся, сформированность коллективных и межличностных отношений, социальная активность, наличие нравственных норм, развитость эстетических вкусов и пр.
Уровень воспитанности определяется методами диагностики (см. ниже).
Процессуальная оценка эффективности воспитательного процесса состоит в установлении того, насколько адекватно определены цели, содержание работы, выбраны методы, средства и формы ее, учтены психологические условия и многое другое в деятельности педагога. Для выявления этого используются методы наблюдения, беседы, создание специальных ситуаций, педагогический анализ воспитательных дел, проводимых в школе и классе.
9. Формы проведения мероприятий:
нравственные беседы;
творческие отчёты;
родительские собрания;
«Уроки доброты», «Уроки мужества», «Уроки памяти»;
акции;
«Вахта памяти»;
встречи с ветеранами;
соревнования;
праздники;
конкурсные программы;
конкурсы сочинений, плакатов, рисунков, чтецов;
просмотр видеофильмов;
митинги;
экскурсии, походы;
читательские конференции;
викторины;
фольклорные праздники;
трудовые и экологические десанты;
фестивали;
познавательные игры и др.
10. Мониторинг реализации программных мероприятий.
наблюдение уроков, классных часов, внеклассных мероприятий, родительских собраний;
сбор информации, анализ;
проведение в конце года сборов, конференций;
подведение итогов классным руководителем (делаются выводы, указываются перспективы деятельности);
создание банка данных (методических наработок) по воспитанию почитания старших.
11. Этапы реализации программы:
I этап – организационно-постановочный - (2008–2009). Изучение психолого-педагогической литературы, практического опыта работы педагогов образовательных учреждений, нормативных документов по теме программы. Разработка программы нравственного воспитания учащихся «Почитание старших», подготовка ее технологического обеспечения, проведение общественно-государственной экспертизы.
II этап – преобразующий - (2009-2010). Разработка системообразующих мероприятий программы, формирующих у учащихся уважение к старшему поколению. Реализация программы нравственного воспитания школьников «Почитание старших».
III этап – итоговый (обобщающий) - (2010-2011). Проверка выводов и результатов педагогической деятельности по воспитанию у школьников чувства гордости за свою семью, любви к Отечеству в ходе формирующей части, систематизация и обобщение результатов работы.
Воспитательные дела в рамках подпрограммы «Моя семья»
Задачи:
активизировать взаимодействие школы и семьи в воспитании уважения к старшим;
формировать у подростков умение поддерживать семейные ценности;
изучить и популяризировать хорошие семейные традиции.
№ |
Мероприятия |
Ответственные |
1. |
«Традиции почитание старших у разных народов» |
Классный руководитель |
2. |
«Я горжусь своими бабушкой и дедушкой» - конкурс сочинений |
Классный руководитель, учитель литературы |
3. |
«День почитания старших» - вечер |
Классный руководитель, ст.вожатая |
4. |
Вручение благодарственных писем бабушкам и дедушкам |
Классный руководитель |
6. |
Участие родителей в организации вечера «День почитания старших» |
Классный руководитель, родительский комитет |
7. |
Географическая карта моей родни |
Классный руководитель |
8. |
Создание Герба семьи |
Классный руководитель, учитель ИЗО |
9. |
День благодарения родителей |
Классный руководитель, ст.вожатая |
10. |
Составление родословной своей семьи («Древо семьи») |
Классный руководитель, родители, учитель ИЗО |
11. |
Конкурс рефератов «Моя семья в истории страны» |
Классный руководитель, учитель истории |
12. |
Конференция отцов «Отцы и дети» |
Классный руководитель |
13. |
«Мои игрушки – мой особый мир» - выставка игрушек, полученных в наследство |
Ст.вожатая, актив класса |
14. |
Конкурс сочинений «Моя родословная» |
Классный руководитель, учитель литературы |
15. |
Вечер «От всей души» для родителей |
Классный руководитель, актив класса |
16. |
Клуб выходного дня «Отдыхаем всей семьёй… А без папы и без мамы – это что за выходной?». |
Классный руководитель, ст.вожатая, родительский комитет, актив класса |
17. |
«Лучше папы друга нет» |
Классный руководитель, ст.вожатая |
18. |
Конкурс плакатов «Мир дому твоему» |
Классный руководитель, учитель ИЗО |
19. |
День Матери |
Классный руководитель, ст.вожатая, актив класса |
20. |
«Семейные традиции» |
Классный руководитель, ст.вожатая, родители |
21. |
Конкурс творческих проектов «Изучение истории моей фамилии» |
Классный руководитель |
22. |
Праздничная программа «Низкий вам поклон», посвящённая Дню пожилых людей |
Классный руководитель, родительский комитет |
23. |
«Увлечения нашей семьи» |
Классный руководитель, родительский комитет, актив класса |
24. |
«Профессии наших родителей» |
Классный руководитель, родительский комитет |
25. |
Игра «Угадай мелодию» («Песни наших бабушек») |
Классный руководитель, актив класса |
26. |
Создание видеоролика «Моя милая мама» |
Актив ребят |
27. |
Совместное посещение театра (учащиеся, родители, бабушки, дедушки) |
Классный руководитель, актив класса, родители |
28. |
Именины и день рождения. Значение имен. Почему нужно дорожить своим именем? Что празднуют в день именин и в день рождения? |
Классный руководитель, актив класса, родители |
29. |
Береги честь смолоду. О верности слову героя рассказа Л. Пантелеева «Честное слово». Можно ли представить героя рассказа взрослым? Каким человеком он будет? |
Классный руководитель, библиотекарь |
30. |
Мой род. Значение памяти. Человек и его род. Откуда происходят фамилии? Чтение отрывка из книги С.Е. Шамаевой "Ваня, Аленка и бабушкины сказки" |
Классный руководитель, библиотекарь |
Воспитательные дела в рамках подпрограммы «Взаимоотношения с родителями и близкими людьми»
Задачи:
помочь подростку успешно освоить эффективные семейные роли;
способствовать сплочению семей;
оказывать психолого-социально-педагогическую защиту детям из социально незащищённых семей.
№ |
Мероприятия |
Ответственные |
1. |
Анкетирование учащихся «Знаешь ли ты?» (о своей семье) |
Классный руководитель, педагог-психолог |
2. |
Семья настоящая и предстоящая. Тестирование методом недописанных тезисов. |
Классный руководитель, педагог-психолог |
3. |
Беседа «Как построить взаимоотношения с «трудными родителями» |
Классный руководитель, педагог-психолог |
4. |
Родительское собрание «Роль родителей в воспитании у детей почитания к старшему поколению» |
Классный руководитель |
5. |
Ролевые игры «Моя будущая семья» |
Классный руководитель, педагог-психолог |
6. |
Урок доброты «День Матери» |
Классный руководитель, библиотекарь |
7. |
Разговор при свечах «Доброе сердце дороже золота» |
Классный руководитель |
8. |
Обсуждение книги Д.С.Лихачёва «Письма о добром» |
Классный руководитель, библиотекарь |
9. |
«Почему надо почитать родителей» - беседа Настоятеля храма, иерея Отца Александра |
Классный руководитель |
10. |
Классный час «Проблема милосердия в нашем обществе» |
Классный руководитель |
11. |
«Кто родителей почитает, тот вовек не погибает» (Рассказы, стихи, сказки, пословицы об отношениях в семье. Произведения о матери) |
Классный руководитель, учитель литературы |
12. |
«Добро и зло в душе человека» |
Библиотекарь |
13. |
Народные традиции: Дни покаяния в «прощённый день», Дни поминания умерших. |
Классный руководитель, родительский комитет |
14 |
О почитании родителей. Пример дочерней преданности в сказке "Великодушная дочь". Вера, Надежда, Любовь как пример преданности и послушания. Подготовка к домашнему сочинению "Моя милая мама". |
Классный руководитель, учитель литературы |
15. |
О помощи ближним. Легенда "Дары Артабана" (из книги С.Е. Шамаевой) |
Классный руководитель, учитель литературы |
16. |
Проблема милосердия в нашем обществе. (Рассказ Б.Васильева «Великолепная шестёрка») |
Классный руководитель |
17. |
Родительский всеобуч «Традиционные семейные ценности: как помочь подростку освоить эффективные семейные роли» |
Классный руководитель |
Воспитательные дела в рамках подпрограммы «Святыни моего народа»
Задачи:
знакомить учащихся с духовными традициями России, её героическим прошлым, государственной символикой, культурой межнациональных отношений;
формировать у детей ответственность, правосознание, уважение к ценностям общества, любовь к «малой родине»;
формировать гордость за сопричастность к деяниям предков и современников и историческую ответственность за происходящее в обществе.
№ |
Мероприятия |
Ответственные |
1. |
«С кого пример в жизни брать» - читательская конференция |
Классный руководитель, библиотекарь |
2. |
Концерт для ветеранов ВОв «Во имя жизни на земле» |
Классный руководитель, родители |
3. |
Экскурсия «Ириклинское водохранилище – жемчужина Оренбуржья» |
Классный руководитель |
4. |
«Песни наших бабушек и дедушек» - фольклорный праздник |
Классный руководитель, учитель музыки |
5. |
«Символы государства: Герб, гимн, флаг» - беседа с учащимися с использованием компьютерной программы. |
Организатор ОБЖ |
6. |
Просмотр и обсуждение в/ф «Александр Невский» |
Классный руководитель, библиотекарь |
7. |
Классный час, посвящённый Дню энергетика «Трудовые подвиги наших земляков» |
Руководитель музея |
8. |
Урок знаний «Конституция России» |
Организатор ОБЖ |
9. |
«Праздник Рождества» - христианская традиция |
Классный руководитель |
10. |
Урок мужества |
Классный руководитель |
11. |
Беседа «Я – гражданин России» |
Классный руководитель, ст.вожатая |
12. |
Быт, традиционные обычаи русского народа (экскурсия в этнографический зал школьного музея) |
Классный руководитель, руководитель музея |
13. |
Фольклорный праздник «Масленица» |
Классный руководитель, ст.вожатая, родители |
14. |
Конкурс чтецов «Славим женщину-мать» |
Классный руководитель, библиотекарь |
15. |
Творческо-поисковая работа «След войны в моем доме» |
Руководитель музея, актив класса |
16. |
Фестиваль национальных культур (казахской, татарской, башкирской, мордовской) |
Ст.вожатая, актив класса |
17. |
Просмотр и обсуждение художественного фильма «Помни имя своё» |
Библиотекарь |
19. |
Конкурс рисунков «Память жива» |
Учитель ИЗО, учащиеся |
20. |
Народные праздники и обычаи (Рассказы и стихи о праздниках Рождества Христова, Крещения, Пасхи. Народные обычаи, связанные с ними. |
Классный руководитель, библиотекарь |
21. |
«Их почитает мой народ» (Произведения о Сергии Радонежском, Николае Чудотворце, Георгии Победоносце, Мефодии и Кирилле) |
Классный руководитель, библиотекарь, Отец Александр |
Воспитательные дела в рамках подпрограммы «Забота»
Задачи:
проведение учащимися благотворительной деятельности;
формирование внутренней потребности делать добро.
№ |
Мероприятия |
Ответственные |
1. |
Акция «Поздравь ветерана» |
Ст.вожатая, учащиеся |
2. |
Проведение благотворительных акций (помощь ветеранам ВОв, учителям-пенсионерам) |
Классный руководитель, учащиеся |
3. |
Изготовление сувениров к Дню пожилых людей |
Учащиеся |
4. |
<