Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
Известно, что детям до 7 лет свойственно послушание. Ребенок верит всему, что ему говорят, принимая все за чистую монету, и легко исполняет родительскую волю. Ему хочется служить маме, слушаться папу. Почему же тогда это доброе свойство в ребенке не сохраняется в последующем?
В старину в благочестивой семье качество послушания особенно ценилось всеми. Как не может из одного источника течь сладкая и горькая вода, так и от родителей, воспитателей, учителей, дедушек и бабушек не исходили ложь, лукавство, насмешка, издевательство. Честь, достоинство, доброе имя, справедливость ими хранились, и потому дети к возрасту малого отрочества – к десяти годам – имели в своем характере глубоко укорененное послушание. Оно происходило из почитания старших и проявлялось в способности внимать совету и исполнять его, то есть следовать не своей воле, а тому, что было приказано. Плоды такого отношения к детям были явными и воодушевляли к большему.
К двенадцати годам ребенок уже сам искал совета, спрашивая его у более опытных. Старший отрок мог воспринимать совет не только от более опытных, но и от любого человека. В повиновении родителям ребенок был до женитьбы. В дальнейшем жизнь его строилась уже на сугубо нравственно-духовном основании. Ребёнок расположено к почитанию: "Мой папа – самый сильный, а моя мама – самая добрая". Для ребенка его родители – особые: самые лучшие, самые-самые. Разве это – не почитание своих родителей? А когда ребенок пытается услужить, помочь? Мама несет тяжелую сумку, а ее пятилетний сын говорит: "Мама, давай я тебе помогу". "Папа, сделай мне лопату, я буду с тобой копать", – он желает быть нужным, ищет помочь, поучаствовать.
В этом возрасте к ребенку нужно особенное внимание, чтобы не пропустить, поддержать все проявления его почитания. Если вместо этого родители или воспитатели начинают отмахиваться от ребенка: "без тебя обойдусь", "иди поиграй", "не до тебя" и др., – детская душа уязвляется. Когда ребенка обидят, то самолюбие и гордость теперь оживают и поддерживаются последующими уязвлениями, подспудно развиваясь в его душе.
В старину детское почитание получало поддержку матери. Мудрым материнским сердцем она слышала детское чувство, участвовала в нем.
Почитание – это не уважение, как сейчас понимают это слово. В нынешнее время уважение оказывается за проявленные способности, за выполненные услуги, за ответные признания и признательность. В таком уважении есть корысть. В почитании корысти нет, оно свободно, так как почитается любой человек, старший по возрасту, по положению. Почитается сам человек, и основанием этому служит заповедь: Чти отца твоего и матерь твою (из «Ветхого совета»).
У нас же слово "уважение" на слуху, а вот общая атмосфера почитания старших исчезла, и как следствие этого, нынешнее уважение стало корыстным: уважаем тех, от кого что-то имеем или кто нас уважает. Либо уважаем человека за его заслуги, за его мастерство, и полагаем, что в этом нет никакой корысти. Вот и получается, что если нет навыка почитать других, то и уважать кого-либо бескорыстно не получится.
К десяти годам ребенок умеет дружить. А дружба, – это быть совестливым по отношению друг ко другу, умение взаимопонимания. К двенадцати – ребенок уже сам откликается на беду ближнего, то есть он слышит эту беду, его не надо нацеливать, он сам ее чувствует. Затем почитание обращается в чувство такта. Это означает, что он может выразить истинное существо всякого дела очень кратко, по сути, и выразить его так, что никого не оскорбит выражением, не восстановит ни против себя, ни против мысли своей даже несходных с ним людей. Нравственно-этические ценности любого народа являются ядром, стержнем духовной культуры этноса, оказывающим непосредственное воздействие на духовность индивидуума, на моральный облик. С древнейших времен славяне располагали нравственно-этической культурой, присущей только им, которая развивалась в русле мировой цивилизации в то же время имела специфические черты и особенности. К высшим духовно-нравственным ценностям этих народов относятся почтительное отношение к старшим, забота о младших, гостеприимство, доброта, честность, порядочность, великодушие и благородство.
Еще по теме:
Сущность и специфика учебных задач по истории
В психолого-педагогической литературе, посвященной методам обучения, довольно часто и совершенно справедливо отмечается, что решение задач является наиболее распространенным проявлением мыслительной деятельности, но при этом нередко делается оговорка, что процесс усвоения знаний и понимание целого ...
Психолого-педагогические принципы организации
процесса нравственного воспитания учащихся в образовательном учреждении
Нравственное воспитание как педагогическое явление направлено на развитие и укрепление механизмов, организующих и регулирующих нравственную жизнь учащихся, их жизнедеятельность. Процесс нравственного воспитания учащихся в образовательном учреждении предполагает овладение личностью необходимой суммо ...
Экспериментальное изучение особенностей речевого развития
детей раннего возраста
Наше исследование проводилось на базе МДОУ №86 г. Казани. В экспериментальном исследовании принимало участие 15 детей в возрасте 2-2,5 лет. Все дети перед проведением исследования были осмотрены следующими специалистами: окулистом, отоларингологом, невропатологом, психиатром, психологом. Перед пров ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.