Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
Нравственное воспитание как педагогическое явление направлено на развитие и укрепление механизмов, организующих и регулирующих нравственную жизнь учащихся, их жизнедеятельность. Процесс нравственного воспитания учащихся в образовательном учреждении предполагает овладение личностью необходимой суммой этических знаний, их осмысление через эмоционально-образное представление и практическое опробование норм морального поведения, что влияет на развитие культуры нравственно ориентированного мышления и поведения воспитанников.
Сам процесс нравственного развития учащихся следует рассматривать как постепенное достижение гармонии и психолого-педагогического единства развивающего действия эмоционально-чувственной и интеллектуально-рациональной сфер личности, обеспечивающего накопление, осознание и развитие учащимися эмоционально пережитых и личностно принятых этических норм поведения. Логика данного процесса предполагает направленность на совершенствование и реализацию всей совокупности моральных ориентиров и ценностно-значимых смыслов жизнедеятельности человека в образе жизни учащегося.
Всё это требует чёткого вычленения психолого-педагогических принципов организации процесса нравственного воспитания учащихся, которые базируются на двухмерной позиции учащегося, выступающего в роли объекта воспитания и субъекта организуемого воспитательного процесса. И это очень важно, поскольку действенность организуемого процесса зависит от характера взаимодействия этих позиций, в котором необходимо обеспечить развивающее нравственные основания учащегося движение от позиции объекта к всё более выраженной и осознаваемой самим учащимся позиции субъекта.
В соответствии с этим важнейшим психолого-педагогическим принципом организации процесса нравственного воспитания является его последовательная поэтапность. Внутри каждого этапа также заложены в соответствии со стоящими задачами и обеспечивающие их принципы и методические подходы.
На первом этапе, когда субъектность учащегося сравнительно невелика, педагог стремится вызвать его интерес к нравственному знанию, способствовать развитию моральных устремлений и потребностей личности. Достигает он этого с помощью широкого спектра насыщения учащихся нравственными знаниями, эмоционально и деятельностно окрашенными формами их включения в игру, упражнение, размышление, диалогическое взаимодействие, практические формы деятельности с учётом возрастных особенностей учащихся, их уровня воспитанности.
На втором этапе, когда наблюдается расширение сферы субъектного начала личности учащегося, необходимо эмоционально-образное сосредоточение учащихся на нравственно ценных ориентирах их жизнедеятельности через накопление эмоциональных реакций, проявлений, действий, утверждающих нравственное начало личности. Усиление эмоционального начала в реакциях на других людей психологи связывают с культивированием гуманности. Этому способствует разбуженная эмоциональная сфера учащегося, которая включает его в позитивную канву построения своих контактов и отношений с окружающими. При этом нравственное чувство и нравственное сознание как опосредствующие духовные звенья во взаимодействии и общении учащихся приведут к конкретизации и обоснованию собственной нравственной позиции учащегося как на этических занятиях, так и в повседневной жизнедеятельности.
На третьем этапе на основе концентрации развившихся моральных представлений и чувств, формирующегося нравственного опыта поведения на максимально используемых педагогом и стимулирующих внутренние усилия учащихся ситуациях нравственного выбора субъектная позиция учащегося актуализируется. Нравственный выбор и связанные с ним приоритеты направлены на становление жизненно важных смыслов, поскольку учащимся важно выработать своё субъектное их основание. Происходит как бы саморазвёртывание нравственных свойств личности, формируются и развиваются движущие силы её субъектного начала.
Четвёртый этап, направленный на создание педагогических условий для нравственной рефлексии, ведущей к самоопределению учащихся, самооценки через актуализацию нравственного потенциала личности, утверждения через оценку других положительного начала личности каждого, характерен развитием нравственного отношения к самому себе, уважения к своим человеческим достоинствам, осознания себя равным другим и рождением ответственности за последствия своего поступка, поведения.
На этом этапе следование нравственным принципам и нормам поведения обусловлено внутренним принятием их личностью. Данные нормы становятся устойчивым требованием учащихся к себе, убеждением.
Общепризнано, что в воспитательных формах воздействия на подростков важное значение имеет не только максимальное вовлечение учащихся в то или иное мероприятие, повышение их активности, но и широкое развитие их оценочной деятельности по поводу того, что они видели, слышали, делали, с кем общались, где и в каких мероприятиях принимали участие. С учетом этих моментов формируется активная жизненная позиция учащихся. Оценочное отношение учащихся к средствам нравственного воспитания имеет значение не только для совершенствования такого воспитания, но и для нравственного совершенствования самой личности учащегося. Поэтому большое значение имеет выявление мнений, оценок, настроений учащихся после каждого проведенного мероприятия, после каждого обсужденного поступка учащегося. В выявлении оценок и суждений, учащихся большое значение имеют их опросы о содержании и формах проводимых мероприятий. Немаловажное значение в формировании правовой культуры учащихся имеет четкость, аккуратность, организованность в проведении любого мероприятия. Ведь если с трибуны мы говорим учащимся об уважении к закону, о дисциплине, справедливости, законности, то и должны показать это не только текстом беседы, но и самим порядком организации и проведения мероприятия.
Еще по теме:
Современное состояние методической разработки
учебных задач по истории
Современная ситуация с методической разработкой задачников по истории характеризуется недостаточностью как теоретического изучения этой проблемы, так и малым количеством собственно пособий, имеющих характер задачников. Для характеристики современной методической разработанности учебных задач остано ...
Возможность использования Интернета в зависимости от модели
обучения
Для того чтобы конкретизировать эти возможности и перевести их в плоскость методики, необходимо учитывать то, что разные типы школ предусматривают разное количество часов в учебном плане и соответственно разный уровень овладения иностранным языком. В настоящее время обучение ведется по четырем моде ...
Мудрости семейного воспитания
1. Если ты поймал сыну рыбу, ты накормил его на сегодня. Если ты научил сына ловить рыбу, ты накормил его на всю жизнь. Восточная мудрость. 2. Не стреляйте в своё будущее из пистолета, будущее выстрелит в вас из пушки. Народная мудрость. 3. Есть только одна подлинная ценность – это связь человека с ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.