Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
Детская речь (особенности ее формирования и развития, механизмы речи, психология усвоения языка как средства общения и др.) всегда привлекала внимание исследователей. В настоящее время в научной литературе накоплен значительный опыт изучения развития речи детей разного возраста. В этом направлении большую роль сыграли труды Ф.И. Буслаева, К.Д. Ушинского, А.В. Миртова, В.А. Добромыслова, Т.А. Ладыженской, A.M. Пешковского, Г.О. Винокура, А.Н. Гвоздева, А.А. Леонтьева, Н.И. Жинкина, А.К. Марковой, М.Р. Львова, В.Н. Мещерякова и других исследователей. Основные положения работ этих ученых нашли отражение в школьной практике преподавания русского языка и зарубежной литературы.
разработка экологической документацииСегодня, как отмечают и специалисты, и общественность, речевая культура в Украине находится на низком уровне, обучение русскому языку происходит в сложной социокультурной ситуации: отмечается бурная либерализация норм литературного языка, активно в лексику его носителей проникают профессионализмы, жаргон, поэтому в образовательном стандарте по русскому языку и зарубежной литературе усилен аспект культуры речи. Особую роль в этом отношении выполняют предметы гуманитарного цикла, в частности, русский язык, литература, культура речи, риторика и др. Измерителем сформированности уровня коммуникативной компетенции учащихся выступают коммуникативные умения. Под коммуникативными умениями понимаются такие мыслительные действия учащихся, которые направлены на создание связных устных и письменных высказываний разных функционально-смысловых типов (описаний, повествований, рассуждений) и функциональных стилей.
Реализация компетентностного подхода к обучению литературе в школе (Е.А. Быстрова, А.Д. Дейкина, С.И. Львова) предполагает учет таких составляющих языковой личности, которые позволяютей активно использовать лексико-стилевое разнообразие языка.
Актуальность данной работы заключается в следующем:
Эмоциональный аспект способствует формированию устойчивого интереса к многообразию лесического состава языка как средству формирования выразительности речи.
Познавательный аспект предполагает ознакомление с творчеством Виктора Пелевина в процессе лексико-стилистического анализа повести «Желтая стрела».
Воспитательный аспект: формируя лексико-стилистическую компетентность как неотемлемую составляющую выразительности речи в процессе работы с произведениями современной литературы можно способствовать развитию духовного совершенства учащихся.
Объектом исследования данной работы является собственно формирование выразительности речи школьников как одна из важнейших проблем в методике преподавания русского языка.
Предмет исследования: педагогические условия формирования выразительности речи у старшеклассников в процессе работы с повестью Виктора Пелевина «Желтая стрела».
Гипотеза работы: формирование умений и навыков выразительности речи школьников будет эффективным, если лексико-стилистическая работа на уроках русского языка будет проводиться на материале ярких образцов современной художественной прозы и сопровождаться фундаментальными лексико-стилистическими наблюдениями.
Цель работы: теоретически обосновать и разработать педагогические условия формирования выразительности речи как важнейшей сотавляющей коммуникативной компетенции.
В соответствии с поставленной гипотезой и целью определяются следующие задачи работы:
1. Изучить методическую литературу по созданию условий для формирования выразительности речи старших школьников.
2. Определить педагогические условия формирования лексико-стилитических умений и навыков.
3. Разработать урок с использованием методов и приемов формирования коммуникативной компетенции в процессе изучения современной прозы.
Новизна работы заключается в том, что в ней будут раскрыты сущность и содержание формирования лексико-стилистической компетенции; выявлены эффективные формы и методы формирования коммуникативных умений и навыков у старшеклассников в процессе обучения русскому языку, основанные на принципах когнитивности, коммуникативности, текстоцентричности, системности и взаимосвязи, индивидуализации и дифференциации.
Материал данного исследования может быть использован при планировании работы с текстом на уроках руского язика в 11 классе.
Работа состоит из введения, 2-х глав, выводов к каждой главе, общих выводов и списка использованной литературы.
Глава 1 содержит характеристику особенностей лексико стилистического анализа как эффективного средства работы с художественным текстом. В главе 2 предлагается разработка урока с использованием методов и приемов формирования стилистической компетентности, направленного на повышение выразительности речи учащихся. В выводах обобщаются результаты исследования и намечаются перспективы дальнейшей разработки проблемы.
Еще по теме:
Организация
деятельности учреждений для детей сирот в России и за
рубежом: история и современность
Для осмысления сущности деятельности на современном этапе учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, целесообразно обратиться к практике призрения осиротевших детей в России на разных исторических этапах развития общества. Историко-педагогический анализ позволяет выявить педагогическ ...
Психолого-педагогическая характеристика детей школьного возраста
Физическое, психологическое развитие ребёнка начала младшего школьного возраста. В последние годы в связи с переходом к обучению с 6 лет и введением четырёхлетней начальной школы нижняя граница данного возрастного этапа переместилась, и многие дети становятся школьниками, начиная не с 7 лет, как пр ...
Определения, понятия и педагогическое провоцирование противоречий учебного
знания
Попробуем оценить несколько формулировок. Пандус – прямоугольная или криволинейная наклонная площадка, служащая для въезда к парадному входу. Панель – крупноразмерный плоскостной элемент строительной конструкций заводского изготовления. Парапет – ограда, перила или невысокая стенка, проходящая по к ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.