Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
Оказалось вполне приемлемым плановый рубежный или итоговый экзамен проводить в альтернативной форме по выбору студента, полагаясь для начала на его самооценку своих способностей и иных факторов, а в дальнейшем возможность выбора передавать преподавателю для учета и того и другого. Опыт альтернативного экзамена автором анализировался в работе. Возможность выбора не только траектории обучения, но и формы контроля его результатов, является важным условием гуманизации образования, поскольку в силу индивидуальных особенностей не все в состоянии проявить себя одинаково полно в навязанных извне жестких условиях.
Модульное обучение возникло в 60-е годы и стало важным этапом в развитии методов обучения. Оно представляет собой интеграцию разных форм и видов обучения, подчиненную общей теме учебного курса или актуальной проблеме, и заключается в расчленении содержания курса на отдельные модули в соответствии с профессиональными или дидактическими задачами. Модуль представляет собой законченный самостоятельный функциональный фрагмент учебной деятельности, это структурная единица учебного материала, предполагающая поэтапное усвоение и включающая систему управления действиями обучаемого. Обратная связь на всех фазах обучения позволяет строить замкнутую систему управления, а корпус знаний обучаемого формируется не только из получаемой им информации, но и результатов его собственной деятельности.
Наибольший эффект дает система контроля, которая привлекает новый оригинальный материал и создает для студента проблемную ситуацию. Аттестация студентов по модулям обычно проводится по результатам текущего и рубежного контроля, регулярность которого повышает учебную дисциплину, ведет к систематичности учебной работы. Совокупные результаты всех видов контроля обычно оцениваются в баллах по определенной шкале и сводятся в индивидуальный кумулятивный индекс, при этом система обучения превращается в модульно-рейтинговую, о достоинствах и недостатках которой сказано достаточно много. В завершенном виде она требует существенной переорганизации учебного процесса, вплоть до изменения его структуры, включая отмену экзаменационных сессий, фронтальное выполнение лабораторных работ, определенную гибкость учебных планов, что не всегда достижимо в реальных условиях. Известная фрагментарность и разобщенность модулей зачастую нарушает целостность и логику учебного предмета, разрывает его внутренние связи. Эффективность модульного обучения во многом зависит от подготовленной работы по проектированию и конструированию учебных модулей, а также от системы средств его реализации, степени вовлеченности преподавателей.
Принцип проблемности значительно обогащает метод модульного обучения. Технология проблемно-модульного обучения разработана и внедрена в практику профессиональной школы М.А. Чошановым [45] для достижения компетентности обучаемых, понимаемой как мобильность знания, гибкость метода и критичность мышления. Проблемность рассматривается как необходимое развитие мышления, важное мотивационное и эмоциональное средство. Она реализуется путем целенаправленного создания специальных ситуаций интеллектуального затруднения, связанных с поиском гносеологических, методических и учебных ошибок. Первые требуют представлять содержание обучения не в виде готовых истин, а как борьбу научных школ, историческую драму идей и людей, инерции и обновления; вторые и третьи связаны между собой, поскольку часто ошибки учения есть результат преподавания.
Согласно Чошанову М.А., проблемно-модульное обучение раздвигает зону ближайшего развития до области критических ситуаций и ошибок поверхностного усвоения и неверного применения. В структуру проблемного модуля включены блоки: входной - для оценки готовности к усвоению модуля, блок актуализации опорных понятий и способов деятельности, исторический - для генезиса понятий, ошибок и заблуждений, проблемный - нацелен на постановку профессионально-прикладной проблемы, экспериментальный - для вывода рабочих формул, блоки обобщения системных представлений и генерализации содержания модуля, блок применения - для решения историко-научной проблемы, блок стыковка решений укрупненной профессионально-прикладной проблемы, блок типичных ошибок с указанием возможных причин и способов исправления, блок углубления с материалом повышенной сложности для интересующихся предметом и выходной блок контроля.
Еще по теме:
Исследование эффективности системы организации предметно-развивающей
среды в развитии познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста
После проведения формирующего эксперимента было проведено контрольное обследование детей экспериментальной и контрольной групп. Полученные данные показали, что уровень показателей познавательной активности у детей экспериментальной и контрольной групп после проведения формирующих занятий стал разли ...
Психолого-педагогические основы познавательной учебной деятельности младших
школьников
Цель данного параграфа – рассмотреть возрастные особенности познавательной деятельности младших школьников. Процесс обучения в школе включает не только усвоение сложной системы знаний, становление многих учебных и интеллектуальных навыков, но также развитие самих познавательных процессов – внимания ...
Функции и потенциал используемой формы работы
Учебные задачи, применяемые в обучении истории, выполняют несколько функций: выявление знаний и умений; проведение тренировочных упражнений для усвоения знаний; организация поисковой деятельности для приобретения новых знаний и умений; самостоятельная работа учащихся с учетом их индивидуальных особ ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.