Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
Несмотря на многообразие типов, все уроки в традиционной системе обучения ориентированы на развитие ученика через деятельность учителя. Однако Закон РФ «Об образовании» требует от современной школы сформировать у выпускников способность к саморазвитию. Не только развивать, но и учить развиваться – вот смысл новых целевых требований. Естественно возникает вопрос: можно ли научить развиваться? И если да, то как?»
Способность к саморазвитию формируется при организации учебной деятельности в соответствии со следующей структурой: индивидуальная деятельность ученика, затруднение в процессе ее выполнения, выявление причин затруднения, определение пути выхода из затруднения. Научить развиваться можно только при постоянном включении ребенка в деятельность по преодолению затруднений с последующим осознанием шагов, позволивших выйти из этих затруднений. Уроки, организованные по такой структуре, называются развивающими.
В соответствии с целями уроки развивающего типа можно разделить на четыре группы:
1) уроки «открытия» нового знания;
2) уроки рефлексии;
3) уроки общеметодологической направленности;
4) уроки контроля.
Уроки «открытия» нового знания направлены на формирование новых понятий и алгоритмов, их основная цель – расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Уроки рефлексии направлены на фиксирование затруднений в собственной деятельности учащихся, выявление причин и построение проекта устранения их.
Целью уроков общеметодологической направленности является построение методов, связывающих изученные понятия в единую систему.
Целью развивающих уроков контроля знаний является формирование способности к самооценке выполненной деятельности.
Остановлюсь подробнее на особенностях организации уроков рефлексии. На уроках этого типа деятельность ученика должна быть организована по следующей структуре:
а) выявление индивидуальных затруднений (фиксирование недостижения цели при выполнении определенного вида учебной деятельности);
б) локализация места затруднения;
в) выявление причины затруднения;
г) самостоятельное построение проекта выхода из затруднения;
д) анализ собственной деятельности по устранению причин затруднения.
Реализация этой структуры возможна на основе деятельностного подхода. Например, логика построения урока рефлексии в случае, когда этот урок направлен на закрепление изученного материала, может быть следующей:
1. Во время организационного момента учитель устанавливает тематические рамки повторяемого содержания.
2. На этапе актуализации знаний организуется индивидуальная самостоятельная деятельность учащихся, которая заканчивается сопоставлением полученных результатов с образцами.
3. На этапе постановки проблемы учащиеся анализируют ситуацию и фиксируют допущенные ими ошибки.
4. На этапе устранения затруднений организуется выявление причин зафиксированных затруднений и построение проекта выхода из них. Результатом этого этапа должно быть указание алгоритма, в котором допущены ошибки, и места нарушения этого алгоритма. Ошибка должна быть исправлена в соответствии с правильным применением алгоритма.
Еще по теме:
Общее недоразвитие речи и его причины
Психолого-педагогический подход к анализу речевых нарушений является приоритетным направлением отечественной логопедии. В рамках этого направления анализируется развитие языка у детей с речевыми нарушениями. Проведённый в 60-х гг. (Р.Е.Левиной с сотрудниками) лингвистический анализ речевых нарушени ...
Опыт использования компьютеров в ДОУ
Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения, и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников. Психологи отмечают: чем раньше ребенок познакомится с ЭВМ, тем меньше психо ...
Учебник как инструмент формирования мышления
С точки зрения означенной проблемы вернемся вновь к исследованию вопроса о понятийном аппарате (ПА) школьного учебника как инструменте формирования мышления учащихся. На заседании Экспертно-аналитического центра НФПК, состоявшегося в январе 2009, года экспертно-аналитическими специалистами обсуждал ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.