Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
0 баллов – невыполнение задания или отказ от задания.
12. Обследование речевого дыхания
Начинают обследование речевого дыхания с оценки координации вдоха и выдоха. Определяют характер дыхания ребенка в покое и при речи. Визуально определяют характер дыхания в покое: дышит ли ребенок носом или ртом.
Выделяют 3 типа дыхания:
- поверхностное
- грудное
- нижнереберное.
При поверхностном (ключичном) дыхании живот на вдохе втягивается, а плечи поднимаются. При грудном – расширяется грудь на вдохе. При межреберном (диафрагмальном) – при вдохе выпячивается живот, а при выдохе опадает живот. Нижнереберное, диафрагмальное дыхание считается наиболее физиологичным.
1. Определение типа дыхания
Материал для исследования: состояние покоя, при котором ребенок может сидеть, лежать, стоять.
Процедура: Ребенку предлагается спокойно посидеть, постоять или полежать на кушетке. Руки логопеда располагаются одна на плечах, а другая на животе. При спокойном дыхании ребенка определяется, какая часть туловища поднимается. Если поднимаются плечи, то это дыхание относится к поверхностному ключичному. Если поднимается при вдохе живот, то это диафрагмальное. Если расширяется грудь, то это относится к грудному типу дыхания.
Инструкция: «Полежи на кушетке спокойно. Руки логопеда будут проверять, как ты дышишь».
2. Исследование умения дифференцировать носовое и ротовое дыхание
Инструкция: «Покажи, как ты умеешь дышать: вдыхать и выдыхать. Слушай внимательно и выполняй».
Вдохни носом (понюхай цветок) – выдохнуть носом (2-3 раза). Рот при этом закрыт.
Вдохни носом, а выдохни ртом (погрей руки) (2-3 раза).
Вдохни ртом (как рыба) – выдохни ртом (погрей руки).
Вдохни ртом, а выдохни носом.
3. Исследование целенаправленности воздушной струи
Материал для исследования: пузырек, ватный шарик, маленькая свечка для дня рождения.
Инструкция: «Покажи, как ты умеешь дуть».
– Вот мяч, а вот ворота. Подуй на шарик и забей мяч в ворота.
– Вот пузырек. Подуй в него так, чтобы пузырек засвистел.
– Вот свеча, ее зажгли в день рождения ребенка. Задуй свечу с первого раза.
4. Исследование силы воздушной струи.
Материал для исследования: граненый карандаш, губная гармошка.
Инструкция: «Проверим, как ты сильно умеешь дуть».
– Вот карандаш (на расстоянии 20 см), подуй на него так, чтобы он прокатился по столу. Для этого вдохни носом и сильно выдохни на карандаш. Губы вытяни трубочкой.
– Вот губная гармошка, подуй в нее сильно, чтобы появился звук.
Критерии оценки:
4 балла – диафрагмальный тип дыхания, дифференцирует ротовой и носовой вдох и выдох, выдыхаемая воздушная струя сильная и целенаправленная.
3 балла – диафрагмальный тип дыхания, дифференцирует носовой и ротовой вдох и выдох, снижен объем и сила выдоха.
2 балла – диафрагмальный тип дыхания, аритмичность вдоха и выдоха, малый объем и сила выдоха, недостаточная дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха.
1 балл – верхнеключичный тип дыхания, аритмичность вдоха и выдоха, малый объем и сила выдоха, не дифференцирует ротовой и носовой вдох и выдох.
0 баллов – задание не выполняет.
5. Исследование особенностей фонационного дыхания.
1) Воспроизведение на одном выдохе предложений с увеличением количества слов.
Процедура: ребенку предлагается вдохнуть через нос и на выдохе произносить предложение.
Инструкция: «Послушай внимательно предложение и повтори его. Старайся сказать предложение плавно, на одном выдохе».
1. Девочка рисует цветок.
2. Девочка рисует цветок карандашами.
3. Девочка рисует красивый цветок карандашами.
4. Девочка рисует красивый цветок цветными карандашами.
2) Воспроизведение на одном выдохе чистоговорки. Процедура: ребенку предлагается вдохнуть через нос и на выдохе произносить чистоговорку. Экспериментатор показывает образец выполнения задания.
Инструкция: «Послушай внимательно чистоговорку. Сделай вдох носом и на выдохе произнеси ее, как я».
Жу-жу-жу – я все лужи обхожу.
Ша-ша-ша – наша Маша хороша.
Ко-ко-ко – мне до речки далеко.
3) Воспроизведение на одном выдохе автоматизированного ряда.
Инструкция: «Посчитай от одного до десяти на одном выдохе».
4) Воспроизведение короткого стихотворения. Процедура: при прочтении короткого стихотворения фиксируется, в какой фазе дыхания ребенок начинает речь. Отмечается наличие координации фонации и дыхания. Определяется также дискоординация фонации и дыхания.
Еще по теме:
Краеведческая работа как форма патриотического воспитания
Важным принципом отбора сведений об окружающем мире для детей дошкольного возраста является краеведческий принцип, предполагающий использование в работе с детьми близкого, доступного им материала. Использование в работе с детьми краеведческого материала соответствует возрастным особенностям дошколь ...
Педагогическая технология учебно-игровой деятельности
Технология опорных сигналов (логических опорных конспектов). В основе применения данной технологии лежит принцип опоры, который хорошо известен и давно применяется в практике обучения географии. Традиционно в качестве опоры используются яркие словесные описания, рисунок на доске, схемы, картографич ...
Основные проблемы социально-психологической адаптации выпускников интернатных
учреждений
В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. В Российской Федерации задачей государственной важно ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.