Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;
достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной, т.е. в течение всего занятия;
самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности учащихся;
постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателя с помощью прямых и обратных связей.
Если говорить о классификациях методов активного обучения, то существуют разные подходы. В качестве отличительного признака используется и степень активизации слушателей, и численность участников группы, и характер учебно-познавательной деятельности.
По степени активизации слушателей выделяют методы, построенные на:
проектировании и конструировании объектов;
выборе тактики действий в управлении, общении в конфликтных ситуациях;
решении инженерно-конструкторской, исследовательской, управленческой или социально-психологической задачи;
демонстрации навыков внимания, выдумки, оригинальности, быстроты мышления.
По численности участвующих выделяют: индивидуальные и групповые методы. Групповые применимы одновременно к некоторому числу участников (группе), индивидуальные - к конкретному человеку, осуществляющему свою общую, специальную, профессиональную или иную подготовку вне непосредственного контакта с другими учащимися.
По характеру учебно-познавательной деятельности методы активного обучения подразделяют на: имитационные методы, базирующиеся на имитации профессиональной деятельности, и неимитационные.
Ю.Н. Емельянов предлагает условно объединить активные групповые методы в три основных блока:
дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор казусов из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.);
игровые методы: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие) игры, ролевые игры (поведенческое научение, игровая психотерапия, психодраматическая коррекция);
контригра (трансактный метод осознания коммуникативного поведения);
сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства).
С.В. Петрушин предлагает основные методы активного социально-психологического обучения подразделять по основным направлениям психологии и выделяет тренинг-группы, группы встреч, психодраму, гештальт-терапию.
Деление активных методов обучения А.М. Смолкиным осуществляется по следующим признакам:
по источнику познания: речевые, наглядные, практические;
по методам логики: аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные;
по типу обучения: объяснительно-иллюстративные, проблемно-развивающие методы;
по уровню познавательной самостоятельности: репродуктивный, продуктивный и эвристический;
по уровню проблемности: показательные, монологические, диалогические, эвристические, исследовательские, алгоритмические, программированные;
по дидактической цели и функции: стимулирующие, организующие, контролирующие;
по доминированию участников: методы методиста, методы обучающегося, методы совместной деятельности.
Он все активные методы делит на две основные группы: неимитационные и имитационные.
Еще по теме:
Обучение плаванию детей 4-5 лет по методике Осокиной Т. И
Методика обучения плаванию в нашей стране впервые разработана Т. Н. Осокиной. Она предусматривает не только овладение навыками и развитие способности удерживаться на воде и плавать, но и закаливание. Приучать детей к воде необходимо с 3—4 лет. Для этого можно купаться в чистом открытом водоеме — в ...
Образное и словесно - логическое мышление
В нашей работе нас интересуют два вида мышления - образное и словесно - логическое. Рассмотрим данные виды мышления. В настоящее время образное мышление является недостаточно развитым видом мышления и его развитию уделяется очень мало времени. Согласно психологу О. К. Тихомирову с помощью образного ...
Комплексная работа с текстом
Произведения писателей, поэтов, которые мы изучаем на уроках литературы, отражают все то, с чем сталкиваются или придется столкнуться подрастающему поколению в реальной жизни. В связи с этим задачей учителя-словесника становится помочь ученикам постичь смысл прочитанного, правильно его истолковать. ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.