Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
В последнее время к проблеме формирования учебной предметной среды обращаются многие авторы, раскрывающие ее многообразие, системный характер, особенности и специфику, дидактические функции, культурологическую роль.
В условиях реформируемой системы образования, особенно ее дошкольного и начального звена, «средовый» подход, его развитие и конкретизация в ДОУ приобретает особую актуальность, поскольку образовательная предметная среда является неотъемлемым базовым условием преодоления указанных противоречий.
Известно, что на развитие личности ребёнка, его познавательной самостоятельности оказывает влияние множество факторов - стихийных и специально организованных, природных и социальных. Наряду с другими факторами развития личности учёные и педагоги-практики выделяют среду -окружение, в котором пребывает ребёнок и посредством которого он себя реализует как личность, проявляя свою самостоятельность через взаимодействие с ним (Л.П. Буева, Г.С. Костюк, Л.И. Новикова, В.А. Петровский).
В отечественной и зарубежной педагогике и психологии прошлого и настоящего «среда» рассматривается как один из генеральных факторов, воздействием которого детерминируется процесс и результаты человеческого развития (П.П. Блонский, Дж. Брунер, Л.С. Выготский, Г.С. Костюк, А.Р. Лурия, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейн, С. Френе). Педагогическая характеристика образовательной среды в различных учреждениях представлена в широком круге исследований (Г.А. Ковалёв, В.А. Козырев, А.А. Макареня, Т.С. Назарова, В.А. Петровский, Н.А. Пугал, В.А. Ясвин и др.).
Структурным компонентом образовательной среды учёные выделяют предметное окружение.
Определяя предметное окружение как предметную среду, современные исследователи рассматривают её с точки зрения организации (организованная и неорганизованная среда); деятельности, осуществляемой в среде (игровая, учебная, трудовая).
Наиболее глубокое понимание сущности предметной среды, на наш взгляд, даётся в трудах А.А. Макарени, который, рассматривая структуру предметной среды, выделяет следующие ее компоненты: деятельностный, информационный (предметный), коммуникативный [Цит. по 36, c. 59].
Научный и практический интерес представляют работы учёных, которые исследовали предметную среду детства (О.В. Артамонова, О.А. Горбань, В.С. Мухина, Г.Л. Пантелеев, ВА. Пегровский, М.Н. Полякова, Р.Б. Стеркина, О.Б. Даплина, Н. Лерноушек и др.).
Для обозначения рассматриваемого окружения, максимально стимулирующего развитие личности, введён термин «развивающая среда» (Н.А. Ветлугина, В.А. Петровский, О.Р. Радионова и др.). Последняя затрагивает все стороны личности ребёнка - его эмоции, чувства, волю и требует от него работы мысли и воображения, то есть становится для ребёнка средой развития, с которой он вступает в действенную связь.
Итак, образовательная (развивающая) среда, по определению В.А. Ясвина, - это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.
Предметно-развивающая среда — составная часть развивающей среды дошкольного детства. Современный философский взгляд на предметно-развивающую среду предполагает понимание ее как совокупность предметов, представляющую собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры. В предмете запечатлен опыт, знания, вкусы, способности и потребности многих поколений. Через предмет человек познает самого себя, свою индивидуальность.
Еще по теме:
Рисование красками как вид художественно-творческой деятельности
Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои возможности и средства для изображения предметов и явлений, в совокупности давая возможность отображать действительность многообразно и разносторонне. Рисование – более сложное средство изображения, чем лепка и аппликация. Графическая деятельн ...
Описание случаев проявления креативных способностей
Прежде чем перейти к описанию конкретных случаев скажем о том, что нас в первую очередь интересуют молодые люди, которые прошли ту или иную образовательную форму. Нам важно отметить, что действительно эти формы были редуцированны. Описание случаев представлено на основе личного интервью. Анализ слу ...
Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте
В этом параграфе предметом рассмотрения станут те возрастные особенности, которые присущи младшему школьнику и которые следует учитывать при его эстетическом воспитании. Мы уже отметили, что очень трудно формировать эстетические идеалы, художественный вкус, когда человеческая личность уже сложилась ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.