Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
Основной задачей фронтальных занятий – уроков по обучению произношению – является закрепление произносительных навыков, сформированных на индивидуальных занятиях. Уроки педагоги проводят в помещении, оборудованном звукоусиливающей аппаратурой. Это даёт возможность глухим учащимся не только опираться на слух при усвоении того фонетического материала, который является темой данного урока, но и воспринимать элементы правильной речи учителя (слитность, ритмический контур слов, отдельные слова и т.п.). Кроме того, пользуясь звукоусиливающей аппаратурой, ученики постепенно учатся улавливать произносительные ошибки, как в речи товарищей, так и в собственной. Педагоги для уроков техники речи подбирают такой материал, который доступен всем (подавляющему большинству) учащихся класса. При отборе материала для уроков обучения произношению находит отражение принцип противопоставления близких артикуляций по отношению к любому типу речевого материала (слогам, словам, словосочетаниям и т.д.). Поэтому работы над словесным и логическим ударением, над орфоэпическими правилами, над темпом речи, над стихотворениями (в соответствии с программными требованиями) являются темами для уроков обучения произношению. На уроках по технике речи не проводится работа по вызыванию звуков, а также по первичной коррекции дефектов голоса и звуков.
На протяжении урока техники речи дети воспринимают речевой материал в основном слухозрительно (смотря на губы говорящего учителя или товарища и одновременно слушая, пользуясь звукоусиливающей аппаратурой). Наряду с тем, планируя урок, сурдопедагог предусматривает те его моменты, когда учащимся предлагается материал, рассчитанный только на слуховое восприятие: учитель говорит в микрофон, закрыв рот экраном. Если после двукратного повторения ученики не могут воспроизвести сказанное учителем, ответить на его вопрос, выполнить поручение, педагог убирает экран, и дети получают возможность воспринимать сказанное учителем с помощью не только слуха, но и зрения. Это приучает их вслушиваться в речь учителя, опираться на воспринимаемые ими элементы звучащей речи (контур слова, словесное ударение, отдельные фонемы).
Урок планируется с учётом метода обучения произношению (аналитико-синтетический, концентрический, полисенсорный). Во время занятия дети упражняются в произнесении слогов, слов, словосочетаний и предложений. Произнесение слогов занимает не более 10-12 минут. Если детям встречается трудное для произношения слово, оно представляется педагогами в расчлененном виде. Например, в тексте стихотворения «Ёлочка» есть словосочетание рысцою пробегал. Ученики испытывают трудности: произнесение в сочетании [сц] звука [ц]. Поэтому педагог представил это слово в следующем виде: рысцою, рыс, сц сц ою, рыс сц ою, рыс цою, рысцою. Этот пример иллюстрирует особенности овладения произнесением слова и его отдельных элементов. Соблюдение концентрического метода выражается в том, что при отборе речевого материала предусматриваются звуковые замены в тех случаях, когда ребёнок ещё не усвоил необходимую артикуляцию (например, в содержание урока на тему «Звук [с]» включается и материал с буквой ц (двенадцать, пятнадцать и т.д.), которую дети пока читают как с). В процессе усвоения фонетической стороны речи педагоги опираются на работу всех сохранных анализаторов: слуховой, зрительный, тактильно-вибрационный контроль. Так реализуется на уроках техники речи полисенсорный метод.
Виды работы по формированию произносительных навыков разнообразны, но все они укладываются в небольшое число видов речевой деятельности, к которым относятся подражание; чтение; воспроизведение речевого материала с опорой на иллюстрацию, вопрос, неполное графическое изображение; рядовая речь; самостоятельная речь. На уроках педагоги используют различные виды речевой деятельности, переходя от легких к более трудным. В качестве примера обратимся к краткому плану урока по технике речи во 2 классе на тему: «Звук [с]» (автор – А.В.Иванова).
Еще по теме:
Профилактика дислексии и дисграфии
Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями, с задержкой психического развития; умственно отсталых и других категорий аномальных детей. Определить, дислексия это или просто невроз, может только специалист. Поэтому при пер ...
Природа и сущность человека
Человек, - писал Н.А. Бердяев, - есть принципиальная новизна в природе. Первичной предпосылкой существования конкретного человеческого индивида является жизнь его тела. Тело - это часть естественной природы, и в этом отношении человек предстает как вещь среди других вещей, включенных в общий эволюц ...
Диагностика первичного уровня обученности родному языку детей старшего
дошкольного возраста
После изучения теоретической и методической литературы была проведена опытно-практическая работа по данной проблеме. Цель: - изучить эффективность использования поэтических произведений А. Моро (Осипова) в обучении родному (мордовскому) языку старших дошкольников. Задачи: - провести первичную диагн ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.