Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
В специальной психологии и педагогике отмечается, что психическое развитие детей в норме и детей с нарушением интеллекта происходит по одним и тем же законам (Л.С. Выготский). Это позволяет строить процесс воспитания детей с нарушениями в развитии, учитывая влияние тех же факторов, которые действуют при воспитании их нормально развивающихся сверстников. Ведущей деятельностью дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии, как и детей в норме, является игра, а недоразвитие игровой деятельности у них обусловлено причинами органического порядка и «запрограммировано» уже в раннем детстве (Л.С. Выготский, Л.Б. Баряева, А.П. Зарин, О.П. Гаврилушкина и др.).
Среди множества причин, тормозящих развитие ребенка с нарушенным интеллектом, в исследованиях выделяется основная, «ядерная», – недоразвитость интегративной функции коры головного мозга, приводящая к увеличению сроков овладения статическими функциями, речью, эмоционально-деловым общением со взрослым в ходе ориентировочной и предметной деятельности. С одной стороны, нарушение познавательной деятельности задерживает развитие ребенка, с другой – вносит в это развитие определенное своеобразие.
Выдающийся исследователь в области советской психологии Л.С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.
Системное нарушение проявляется в нарушении мотивационно – потребностной сферы деятельности: у детей отмечается сниженность интереса, эмоционального отношения к действительности и к игре (Л.С. Выготский, О.П. Гаврилушкина, Л.П. Носкова, С.Д. Забрамная, А.А. Катаева и др.). Ребенок замечает в ситуации значительно меньше объектов и свойств, чем его нормально развивающийся сверстник (Н.П. Вайзман, Е.А. Стребелева и др.).
В предметной деятельности дети с интеллектуальной недостаточностью проявляют интерес преимущественно к внешнему виду предмета, у них отсутствует стремление действовать с ним в соответствии с назначением (О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова). Действия с игрушками неадекватны, находятся на уровне манипуляции (Л.Б. Баряева, Н.Д. Соколова). Характерной чертой предметных действий детей с интеллектуальной недостаточностью является отсутствие предварительного анализа условий. Ориентировочно-исследовательские действия в большинстве случаев не приводят к правильному способу действия. Отмечается «застревание» на первоначальном способе действия, склонность к стереотипиям и персеверациям. Поэтому без специального обучения к концу дошкольного возраста игровые действия детей достигают лишь уровня процессуальных действий (Л.Б. Баряева, Н.Д. Соколова). Временное увеличение манипулятивного этапа отмечается в овладении всеми знаковыми системами: образно – жестовой, вербальной, графической (О.П. Гаврилушкина). Трудности замещения выражаются в отсутствии предметов-заместителей в игре (Л.П. Носкова, Е.А. Стребева), в позднем появлении предметного рисунка (О.П. Гаврилушкина, Т.Н. Головина, И.А. Грошенков и др.), в значительной задержке формирования речи.
Еще по теме:
Проблемы школы Френе в России
Идеи французского педагога проникли в Россию достаточно случайно. Несмотря на довольно ярко выраженные прокоммунистические взгляды педагога, до конца 80-х годов в бывшем Советском Союзе не было опубликовано ни одной его работы. В результате сотрудничества посольства Франции в Москве, Минобразования ...
Этапы логопедической работы по преодолению нарушения звукопроизношения
у детей с дизартрией
Логопедическая работа по преодолению нарушения звукопроизношения у детей со стертой дизартрией проводится поэтапно. Предусматривается 3 этапа. Первый этап, подготовительный – основные его цели: 1 - нормализация мышечного тонуса. Проводится дифференцированный логопедический массаж. 2 - нормализация ...
Педагогические условия экономического воспитания детей старшего
дошкольного возраста
В ходе формирующего эксперимента мной проводилась работа, направленная на повышение уровня экономической воспитанности детей старшего дошкольного возраста. Работа проводилась как с самими дошкольниками, так и с их семьями. Для организации воспитательно-образовательного процесса по экономическому во ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.