Ученые объяснили, как образование продлевает жизнь

Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.

Старшая профильная школа: какой она будет

В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.

Особенности развития детского творчества дошкольников с нарушением интеллекта

Страница 1

В специальной психологии и педагогике отмечается, что психическое развитие детей в норме и детей с нарушением интеллекта происходит по одним и тем же законам (Л.С. Выготский). Это позволяет строить процесс воспитания детей с нарушениями в развитии, учитывая влияние тех же факторов, которые действуют при воспитании их нормально развивающихся сверстников. Ведущей деятельностью дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии, как и детей в норме, является игра, а недоразвитие игровой деятельности у них обусловлено причинами органического порядка и «запрограммировано» уже в раннем детстве (Л.С. Выготский, Л.Б. Баряева, А.П. Зарин, О.П. Гаврилушкина и др.).

Среди множества причин, тормозящих развитие ребенка с нарушенным интеллектом, в исследованиях выделяется основная, «ядерная», – недоразвитость интегративной функции коры головного мозга, приводящая к увеличению сроков овладения статическими функциями, речью, эмоционально-деловым общением со взрослым в ходе ориентировочной и предметной деятельности. С одной стороны, нарушение познавательной деятельности задерживает развитие ребенка, с другой – вносит в это развитие определенное своеобразие.

Выдающийся исследователь в области советской психологии Л.С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.

Системное нарушение проявляется в нарушении мотивационно – потребностной сферы деятельности: у детей отмечается сниженность интереса, эмоционального отношения к действительности и к игре (Л.С. Выготский, О.П. Гаврилушкина, Л.П. Носкова, С.Д. Забрамная, А.А. Катаева и др.). Ребенок замечает в ситуации значительно меньше объектов и свойств, чем его нормально развивающийся сверстник (Н.П. Вайзман, Е.А. Стребелева и др.).

В предметной деятельности дети с интеллектуальной недостаточностью проявляют интерес преимущественно к внешнему виду предмета, у них отсутствует стремление действовать с ним в соответствии с назначением (О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова). Действия с игрушками неадекватны, находятся на уровне манипуляции (Л.Б. Баряева, Н.Д. Соколова). Характерной чертой предметных действий детей с интеллектуальной недостаточностью является отсутствие предварительного анализа условий. Ориентировочно-исследовательские действия в большинстве случаев не приводят к правильному способу действия. Отмечается «застревание» на первоначальном способе действия, склонность к стереотипиям и персеверациям. Поэтому без специального обучения к концу дошкольного возраста игровые действия детей достигают лишь уровня процессуальных действий (Л.Б. Баряева, Н.Д. Соколова). Временное увеличение манипулятивного этапа отмечается в овладении всеми знаковыми системами: образно – жестовой, вербальной, графической (О.П. Гаврилушкина). Трудности замещения выражаются в отсутствии предметов-заместителей в игре (Л.П. Носкова, Е.А. Стребева), в позднем появлении предметного рисунка (О.П. Гаврилушкина, Т.Н. Головина, И.А. Грошенков и др.), в значительной задержке формирования речи.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Физическое развитие, физическая подготовленность и работоспособность у детей с нарушением интеллекта младшего школьного возраста
Двигательная недостаточность детей младшего школьного возраста особенно возрастает при выполнении сложных движений, где требуется точное дозирование мышечных усилий, перекрестная координация движений, пространственно-временная организация моторного акта, словесная регуляция движений. Надо отметить, ...

Важнейшие педагогические системы формирования и развития слухового восприятия в истории сурдопедагогики
Проблему использования остаточного слуха при обучении глухих детей звучащей речи впервые подняли в XVІ столетии П. Понсе де Леон и Рамирес де Каррион, утверждавшие, что на их занятиях использование остаточного слуха играло большую роль. В XVІІІ в. французский педагог Я.Р. Перейра проводил физиологи ...

Особенности развития ребенка-дошкольника
У ребенка с 3 до 7 лет жизни под воздействием обучения условные связи закрепляются и совершенствуются. Повышается физическая подготовленность, совершенствуются психофизические качества. Таким образом, понимание особенностей развития нервной системы ребенка позволяет педагогом посредством упражнений ...

Искусственный интеллект в образовании

Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru