Ученые объяснили, как образование продлевает жизнь

Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.

Старшая профильная школа: какой она будет

В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.

Развитие вузовской системы образования и участия в ней студентов в России

Образование и педагогика » Развитие вузовской системы образования и участия в ней студентов в России

Страница 2

Высшая школа меняет структуру подготовки специалистов под мощным давлением экономики. Сигналы, побуждающие высшую школу менять структуру подготовки специалистов, поступают от рынка труда. Значителен спрос на специалистов, не связанных с производством и ориентированных на обслуживание движения товаров (только в сфере торговли) и капиталов (в сфере финансов).

Наиболее неблагоприятно конъюнктура на рынке труда складывается в отношении инженерных вузов. Дефицит специалистов отсутствует, спрос (и без того низкий) сокращается, падает и качество подготовки специалистов. Сокращение масштабов научной деятельности и особенно студенческой привели к тому, что классическое университетское образование, ориентированное на научную деятельность, свертывается. Социальные последствия этих изменений могут быть крайне негативными. Цена подобной трансформации может быть утрата передовых позиций в науке, в высоких технологиях, в современном инжиниринговом обслуживании производства.

В последние годы высшая школа приобретает черты коммерческого заведения, теряя свойства культурного и научного центра. Во многом это диктуется экономическими обстоятельствами. Противиться им высшая школа уже не может. Однако есть предел экономического давления. Он состоит в том, что есть области вузовской жизни, не коммерческие в принципе. Это области фундаментальных и гуманитарных наук.

За последние годы заметно возросло число студентов, считающих свою специальность неперспективной. Уменьшилось число "азартных" студентов Значительно возросла установка на утилитарность обучения. Но студент 1995 года стал по сравнению со своим предшественником 1989 года более рациональным, прагматичным, требовательным к себе.

Студент сегодня, несколько растерял романтическую увлеченность учебой, для него характерен консерватизм. Представляя все в большей степени круги новой российской буржуазии, демонстрирует лояльность политическому режиму власти.

Двойственное положение высшей школы, естественно, обусловливает и двойственность ролевого поведения преподавателей в отношении студенчества. С одной стороны, они должны стремиться развить способности студенческой личности, а с другой - дать необходимый объем знаний и навыков, позволяющий выдержать конкуренцию на рынке труда. Исполнение этих ролей - конфликтно. Этот конфликт отмечают и студенты: за последние годы понизился уровень интереса преподавателей в работе со студентами.

Преподаватели все менее охотно исполняют просветительско-воспитательную (интеллигентскую) роль, все более отчетливо склоняясь к исполнению утилитарно - рыночной роли интеллектуалов, продающих свои знания и умения тем же студентам. Трансформация ролевого поведения преподавателей является вынужденной, определяемой экономическими причинами. Исследования показывают экономическую зависимость преподавателей от студентов. В целом видно, что если высшая школа еще сохраняет уровень профессиональной подготовки, то культурно-гуманистическая, воспитательная роль вуза стремительно ослабевает.

Преподаватель российского вуза ныне озабочен поиском дополнительных заработков. Педагогические проблемы ушли на второй план. Снизилась и требовательность преподавателей. Преподавателя уже мало волнуют проблемы вузовских реформ. Они ничего хорошего от них не ждут. Они им просто не интересны. В целом психологический и эмоциональный ресурс реформирования высшей школы исчерпан. Ныне преподаватели вуза не считают себя сопричастными вузовским реформам. Эти оценки сопровождаются высоким уровнем незнания программных целей реформ.

Интенсивные поиски преподавателями дополнительного заработка дают свои результаты. За последние 2-3 года доля бедных преподавательских семей уменьшилась незначительно с 73% до 62%, в то время как доля состоятельных семей выросла с 11% до 23%. Разрыв между этими двумя группами увеличивается за счет размывания средней группы. Обратим внимание и на другое обстоятельство: студенты (и их семьи) живут лучше, чем преподаватели. Это обстоятельство, наряду с расслоением преподавательской корпорации, чревато серьезными последствиями (рост взяточничества, вымогательства, еще большее снижение престижа вузовского преподавателя, рост напряженности в отношениях преподавателей со студентами и преподавателей между собой). Возможно, в этом причина и политической поляризации вузовского преподавательского сословия и студенчества. Значит, возможен рост и политической конфликтности в российских вузах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Анализ педагогических условий и психолого-педагогическая характеристика 11 группы «Сварочное производство»
Государственная аттестационная практика пройдена на базе ГБОУ СПО СО «Баранчинский электромеханический техникум» пос. Баранчинского. История Электромеханического техникума начинается с 1939 года. Сначала это был филиал Свердловского электромашиностроительного техникума. В 2006 году путем реорганиза ...

Педагогические условия экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста
В ходе формирующего эксперимента мной проводилась работа, направленная на повышение уровня экономической воспитанности детей старшего дошкольного возраста. Работа проводилась как с самими дошкольниками, так и с их семьями. Для организации воспитательно-образовательного процесса по экономическому во ...

Общая характеристика ротацизма при дислалии
Дислалия (от греч. dis — приставка, означающая частичное расстройство, и lalio — говорю) — нарушение звуко-произношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Понятием «произносительная сторона речи», или «произношение», охватывают фонетическое оформление речи и одновременно ...

Искусственный интеллект в образовании

Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru