Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
Характер лингвистических заданий во многом зависит от характера текста. Если в одном тексте, к примеру, можно широко рассмотреть явления словообразования, лексические средства выразительности речи, то в другом тексте бывает возможность уделить больше внимания пунктуации и стилистике. В большинстве случаев я стараюсь затронуть все разделы русского языка.
Тексты можно раздавать учащимся на листах, достаточно одного на парту, или проецировать на доску, маленький текст или отрывок можно продиктовать ученикам для записи в тетрадь. Очень удобно иметь тексты на листах, потому что их можно использовать в разных классах при изучении пунктуации, словообразования, лексики и других тем и возвратиться к известному тексту для нового наблюдения. Анализ языкового материала может быть коллективным или индивидуальным, представлять форму контроля или закрепления, повторения или обобщения.
Если для учителя важно работать над орфографическими навыками, то текст можно представить со словами с пропущенными буквами. Работа при этом также может быть самой разнообразной.
Вот примерно по какой схеме идет комплексная работа с текстом на уроке.
Сначала ведется беседа по содержанию рассматриваемого текста. Одним из первых будет, конечно, вопрос о том, к какому стилю речи относится данный текст. Ученики обосновывают свой ответ примерами из текста, т.е. доказывают свое мнение.
Один из следующих вопросов: все ли понятно в отрывке, нет ли в нем слов, не встречавшихся до сих пор, малоупотребительных и т.д.? Теперь, когда стали понятными все слова данного отрывка, стоит спросить о том, какое впечатление произвел на учеников этот текст. Следующим очень важным является вопрос об идее, т.е. основной мысли автора. Здесь можно, но необязательно внести некоторые дополнения об авторе текста, сведениях о рассматриваемом тексте.
Дальше, в зависимости от текста и класса, задания можно предложить самые различные. Обычно я строю задания по принципу от общего к частному, от большого к малому. Сначала рассматривается синтаксис текста, затем синтаксис предложений, затем морфология, лексика и так до фонетики. Очень важно, чтобы все виды разбора каким-то образом были связаны с содержанием текста. Мы обращаем внимание на те слова, которые несут на себе смысловую нагрузку, являются важными для понимания смысла, помогают понять авторскую мысль. Но можно разобрать и те слова, которые в в языковом плане представляют интерес. Но предложить найти такие слова надо самим учащимся. Например, я задаю вопрос: какие слова интересны с точки зрения словообразования, морфологии и т.п.? Дети ищут слова особенные, отличающиеся от других слов по образованию, форме, употреблению и т.д. Можно предложить учащимся самим составить задания по фонетике, морфемике, лексике и т.д. здесь возможна работа парами, в группах.
Если нужно рассмотреть какие-то конкретные темы, то текст должен содержать необходимый набор нужных орфограмм, слов, синтаксических конструкций и т.д. Это нужно, например тогда, когда нужно повторить какой-то раздел, тему, а также при выполнении зачета по теме. Желательно, чтобы в тексте при этом рассматриваемое явление проявлялось не в единичном варианте, а хотя бы несколько раз, чтобы его можно было повторить, обобщить, а в некоторых случаях даже углубить изученный материал. При этом попутно повторяется и тот материал, который изучен ранее или в предыдущих классах.
Еще по теме:
Анализ применяемых
дистанционных технологий
Вузы-участники эксперимента проводили внедрение дистанционных технологий независимо друг от друга, но анализ результатов их деятельности показал, что применяемые ими подходы к формированию методов дистанционного образования могут быть систематизированы. В большинстве своем применяемые вузами дистан ...
Речевое и
неречевое поведение учителя, исходя из требований к уроку
Поведение учителя нами рассматривается в двух планах: собственно речевом и неречевом. Речь учителя на уроке иностранного языка выполняет важную и ответственную функцию в учебно-воспитательном процессе, и, естественно к ней предъявляются высокие требования. Она должна быть грамотна, лаконична, выраз ...
Психолого-педагогические принципы организации
процесса нравственного воспитания учащихся в образовательном учреждении
Нравственное воспитание как педагогическое явление направлено на развитие и укрепление механизмов, организующих и регулирующих нравственную жизнь учащихся, их жизнедеятельность. Процесс нравственного воспитания учащихся в образовательном учреждении предполагает овладение личностью необходимой суммо ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.