Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
Характер лингвистических заданий во многом зависит от характера текста. Если в одном тексте, к примеру, можно широко рассмотреть явления словообразования, лексические средства выразительности речи, то в другом тексте бывает возможность уделить больше внимания пунктуации и стилистике. В большинстве случаев я стараюсь затронуть все разделы русского языка.
Тексты можно раздавать учащимся на листах, достаточно одного на парту, или проецировать на доску, маленький текст или отрывок можно продиктовать ученикам для записи в тетрадь. Очень удобно иметь тексты на листах, потому что их можно использовать в разных классах при изучении пунктуации, словообразования, лексики и других тем и возвратиться к известному тексту для нового наблюдения. Анализ языкового материала может быть коллективным или индивидуальным, представлять форму контроля или закрепления, повторения или обобщения.
Если для учителя важно работать над орфографическими навыками, то текст можно представить со словами с пропущенными буквами. Работа при этом также может быть самой разнообразной.
Вот примерно по какой схеме идет комплексная работа с текстом на уроке.
Сначала ведется беседа по содержанию рассматриваемого текста. Одним из первых будет, конечно, вопрос о том, к какому стилю речи относится данный текст. Ученики обосновывают свой ответ примерами из текста, т.е. доказывают свое мнение.
Один из следующих вопросов: все ли понятно в отрывке, нет ли в нем слов, не встречавшихся до сих пор, малоупотребительных и т.д.? Теперь, когда стали понятными все слова данного отрывка, стоит спросить о том, какое впечатление произвел на учеников этот текст. Следующим очень важным является вопрос об идее, т.е. основной мысли автора. Здесь можно, но необязательно внести некоторые дополнения об авторе текста, сведениях о рассматриваемом тексте.
Дальше, в зависимости от текста и класса, задания можно предложить самые различные. Обычно я строю задания по принципу от общего к частному, от большого к малому. Сначала рассматривается синтаксис текста, затем синтаксис предложений, затем морфология, лексика и так до фонетики. Очень важно, чтобы все виды разбора каким-то образом были связаны с содержанием текста. Мы обращаем внимание на те слова, которые несут на себе смысловую нагрузку, являются важными для понимания смысла, помогают понять авторскую мысль. Но можно разобрать и те слова, которые в в языковом плане представляют интерес. Но предложить найти такие слова надо самим учащимся. Например, я задаю вопрос: какие слова интересны с точки зрения словообразования, морфологии и т.п.? Дети ищут слова особенные, отличающиеся от других слов по образованию, форме, употреблению и т.д. Можно предложить учащимся самим составить задания по фонетике, морфемике, лексике и т.д. здесь возможна работа парами, в группах.
Если нужно рассмотреть какие-то конкретные темы, то текст должен содержать необходимый набор нужных орфограмм, слов, синтаксических конструкций и т.д. Это нужно, например тогда, когда нужно повторить какой-то раздел, тему, а также при выполнении зачета по теме. Желательно, чтобы в тексте при этом рассматриваемое явление проявлялось не в единичном варианте, а хотя бы несколько раз, чтобы его можно было повторить, обобщить, а в некоторых случаях даже углубить изученный материал. При этом попутно повторяется и тот материал, который изучен ранее или в предыдущих классах.
Еще по теме:
Психолого-педагогическая характеристика раннего
возраста
Традиционно возрастные рамки раннего дошкольного возраста ограничиваются психологами периодом от одного до трех лет. В этом раннем возрасте происходит активное овладение активной речью (ее грамматической и лексической и др. сторонами), которая становится важнейшим средством общения. В рамках предме ...
Основные технические приемы рисования красками
Выполняя живописное произведение, необходимо придерживаться определенной последовательности. Обычно художник начинает работу над картиной или настенной росписью с выполнения нескольких эскизов небольшого размера, в которых конкретизирует свой замысел. Для этой же цели он может выполнить этюды с ...
Определение уровня интеллектуального развития учащихся
Для исследования уровня интеллектуального развития учащихся использовалась методика Г. Айзенка «Определение общих способностей». Суть данной методики состоит в том, что учащимся предлагаются 40 заданий, на выполнение которых отводится 30 минут. Задание необходимо выполнить до конца, насколько бы тр ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.