Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
Главным способом самовыражения языковой личности является дискурсивная деятельность и шире – дискурсивное поведение. Дискурс (устный и письменный) – это основная коммуникативная единица обучения, произведение, обладающее, наряду с лингвистическими характеристиками, и экстралингвистическими параметрами; единица эстетического общения; единый организм, в котором реализуются самые разноообразные аспекты не только языка, но и языкового мышления.
Современный, проблемный, во многом спорный, насыщенный разнообразными средствами языковой выразительности текст повести «Желтая стрела» В. О. Пелевина, несомненно, может стать объектом лексико-стилистического анализа на уроке русского языка в 11 классе, а проникновение в суть авторской «кухни» известного писателя способствует повышению выразительности речи учащихся.
Высокая культура разговорной и письменной речи, её выразительность и яркость становятся в наши дни самой надежной рекомендацией для любого человека, каким бы видом деятельности он ни занимался. Стало очевидным, что упорная работа над речью необходима не только филологам и литературоведам, но и каждому образованному человеку, поэтому именно сегодня актуализируется задача повышения культуры общения, популяризации лингвистических знаний. Работа с художественными текстами на уроках языка дает не просто богатейший стилистический материал, но и позволяет проникнуть в мастерскую писателей, приступить к формированию и оттачиванию собственного стиля, лучше осознать разнообразие форм выражения мысли, глубже осознать способы употребления выразительных средств речи.
Ретроспективная антология психолого-лингвистических исследований показывает, что все они, в большей или меньшей мере, имея отношение к проблеме формирования лексико-стилистических умений, выводят на следующие дидактические условия:
1) оптимальное формирование лексико-стилистических умений реально в условиях конструктивного решения проблемы обучения и развития школьников, при построении развивающей системы обучения;
2) формирование навыков выразительной речи должно осуществляться в непосредственном соотнесении с учебной деятельностью школьников;
3) усточивые навыки выразительной речи формируются на основе логически усложняющейся системы учебных заданий в учебниках и учебно-методических пособиях;
4) необходим дифференцированный подход к учащимся, учитывающий естественные различия между ними в начальном этапе сформированности лексико-стилистических умений и навыков;
5) фактором эффективности является систематическое наблюдение за процессом формирования речевых навыков у школьников и специальная подготовка учителя к этому виду работы.
Работа по повышению выразительности речи заключается в решении учащимися следующих задач:
Научиться слушать художественное слово (театр, аудиозаписи, кинофильмы);
сформировать привычку чтения художественных текстов;
научиться анализировать собственную речь;
различать и понимать суть основных лексических явлений (полисемия, синонимия, омонимия, антонимия, фразеология);
сформировать представление о художественных тропах, структуре речи, стилистических фигурах и функциональных стилях;
научиться анализировать художественные тексты.
Для решения поставленных задач представляется необходимым овладение навыками лингвистического анализа, и в первую очередь, лексико-стилистического анализа.
В целом, многоуровневый лингвистический анализ является основным методом на пути к пониманию и толкованию текста, к его интерпретации. В этой связи представляется актуальным обращение к творчеству мастеров слова, таких, каковым является современный популярный российский писатель Виктор Пелевин. Творчество этого автора представляет собой синтез постмодернистских литературных приемов и расхожих штампов современной массовой литературы.
Еще по теме:
Сравнительный анализ организационных форм обучения
В начальных классах гимназии № 1 сложилась классно-кабинетная и урочно-полиморфная система обучения, которые позволяют включить ребенка в образовательный процесс как целостность, обеспечивают полноценное функционирование всех его познавательных сил. Урочно-полиморфная система задает определенный ри ...
Формы организации специального обучения
Обучение детей и взрослых с особыми образовательными потребностями начиналось как индивидуальное. В современной специальной педагогике индивидуальная форма организации обучения применяется в следующих случаях:когда обучающийся имеет тяжелые и множественные нарушения в развитии и в обучении и воспит ...
Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи
В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи (у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом) понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.