Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
Любовь Миронова, учитель средней школы № 2 г. Ядрин, финалист республиканского конкурса "Учитель года - 2005"
Любовь Герасимовна Миронова — опытный, прекрасно знающий свое дело учитель. Ее уроки всегда интересны, содержат оптимальный объем учебного материала. Смело и активно внедряет в свою практику новые технологии. Зная психологию, умеет находить индивидуальный подход к каждому ученику для осознания мотивов учения, развития творческих способностей. Любовь Герасимовна ведет разностороннюю внеклассную работу по географии: разработала и внедряет программу «Ядриноведение», работает над созданием школьного музея. Ее питомцы успешно выступают на различных конкурсах и конференциях.
Владимир Степанов
Ежедневно школьный звонок призывает в классы миллионы учащихся. Вот они идут по школьным коридорам, открывается дверь в класс и … начинается урок.
Можно построить замечательные школы, создать великолепные учебные кабинеты, напечатать хорошие учебники, но не будет ещё школы. Всё это оживает, работает, если в школу приходит творческая личность, учитель в подлинном смысле слова. Только тогда оживают педагогические теории, системы, методические рекомендации и наглядные пособия.
Я считаю, надо идти к ребёнку не от самого учителя, а от личности ученика и его потребностей. В самой природе педагогического творчества лежит неразрывное единство этических и профессиональных начал. Этический стержень учителя проявляется в тональности общения с детьми, в психологическом микроклимате класса, однако для педагогики творчества одной педагогической теории недостаточно. Творчество предполагает высокий уровень самостоятельности. И никакое творчество невозможно без осознания учителем собственной индивидуальности. Задача учителя — вызвать ученика на сотворчество, организовать его, создать условия для его развития. Бывает, учитель возвышается над классом, парит над ним, но сотворчества нет, потому что он лишь ошеломляет учащихся обилием информации, проводит урок для себя, а не для ребёнка. Если нет встречного движения личности ребёнка на уроке, навряд ли можно говорить, что урок полезен детям. Можно наблюдать прекрасные уроки словесника, профессионально анализирующего литературные произведения или виртуозные уроки иностранного языка, на которых учитель блистает знанием иностранной речи. Но всё это было далеко от самих детей. Я убеждена, что единственно реальным путём преодоления отставания ребёнка в обучении является включение его в сотворчество.
Почему иногда у одного учителя школьник ходит в неуспевающих? Но вот приходит новый педагог — и всё меняется, происходит как бы самораскрытие личности ребенка. В этом случае говорят: «Нашего Иванова как будто подменили, ко всем урокам стал готовиться, отвечает, инициативен. В общем, другой человек». А его не подменили, просто учитель угадал траекторию творческого развития ребёнка и создал для него соответствующие условия.
История — это проявление души народа, его золотой запас. А.С. Пушкин справедливо утверждал: «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости». Я полагаю, что урок истории состоится лишь тогда, когда на основе исторических знаний, суждений, обобщений возникает душевное волнение как со стороны учеников, так и преподавателя. Подлинный урок интеллектуален и эмоционален одновременно. Хочется, чтобы мои ученики осознали себя как продолжение тех, кто был до них, и задумались о своём продолжении, чтобы они почувствовали, «как в прошедшем грядущее зреет, так в грядущем прошлое тлеет» (А. Ахматова). Надо только чётко и мудро поддерживать детей в поисках себя, и в этом мне помогает педагогика творчества.
На своих уроках я применяю методику преподавания истории, основанную на принципах развивающего обучения. Такая технология делает акцент на формирование теоретического мышления школьников. Под теоретическим мышлением понимается умение проследить условия происхождения явлений; выяснить, почему эти явления приобретают ту или иную форму; воспроизвести процесс происхождения данного явления (факта). Упрощенно это можно выразить формулой: причина — действие — результат — следствие — явление. Особенностью такого исторического мышления является диалогичность, а теоретические понятия можно усвоить только в ходе дискуссии. Диалог на уроке — это, во-первых, доброжелательная обстановка, когда не страшно выступить, когда нет опасности получить негативную оценку; во-вторых, это поощрение активности того, кто высказывает своё мнение; в-третьих, это защита собственной позиции; в-четвёртых, это совместный творческий поиск, когда все вместе решают учебную задачу.
Система развивающего обучения поощряет коллективное мышление, диалог, дискуссию, деловое общение детей, весьма желательно проблемное изложение знаний, когда учитель идёт на урок не с готовыми знаниями, а с вопросами. Он основывается на том, что вначале ставится учебная задача. На таких уроках учитель превращается из лектора в руководителя, консультанта и контролёра процесса получения новых знаний учащимися. Они больше работают непосредственно с историческими источниками, у каждого в тетради записана памятка для такой работы:
Еще по теме:
Определения, понятия и педагогическое провоцирование противоречий учебного
знания
Попробуем оценить несколько формулировок. Пандус – прямоугольная или криволинейная наклонная площадка, служащая для въезда к парадному входу. Панель – крупноразмерный плоскостной элемент строительной конструкций заводского изготовления. Парапет – ограда, перила или невысокая стенка, проходящая по к ...
Классификация средств информационных технологий
Средства информационных технологий применемых в профессиональных колледжей можно разделить на следующие категории. 1) Линейно-организованный мультимедийный материал. Сложная функциональная зависимость и взаимосвязи различных аспектов или процедур. Отстутствие соответствующих познаний у обучаемых ил ...
История изучения величины «время»
На заре человечества осознание времени формировалось в мифологических образах, а с зарождением философии началась многовековая история философского осмысления времени. С появлением научного мировоззрения время стало пристально рассматриваться во многих науках, особенно в физике и физико-математичес ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.