Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
1. Дайте характеристику историческому источнику: а) автор, б) время создания, в) жанр.
2. Кратко изложите содержание прочитанного и сформулируйте основные идеи и факты.
3. Определите особенности текста, в том числе и художественные, выделите и выпишите в тетрадь основные исторические факты.
4. Определите, что преобладает в приведённом фрагменте: исторические факты или художественное описание событий.
5. Обоснуйте, можно ли доверять приведённому фрагменту источника.
Подобное исследование является одним из важных этапов обучения, потому что целью преподавания истории ставится научить учащихся самостоятельно анализировать историческую информацию.
Изучая сложность и неоднозначность оценок исторического события, ученики часто оказываются перед проблемой нравственного выбора. Поэтому они получают право на субъективность и пристрастность суждений, на обоснование своих выводов относительно нравственных проблем истории. Ученики приобретают навыки общения, где можно организовать обсуждение прочитанного, познавательные игры, решение проблемных задач.
Методика развивающего обучения предусматривает применение разноуровневых заданий, что позволяет решить не только образовательные задачи, но и воспитательные. Создается комфортная обстановка, что способствует росту успешности обучения, помогает учащимся обрести уверенность в своих силах, стимулирует интерес к предмету. Например, по окончании изучения темы «Киевская Русь» в 10 классе слабо подготовленные ученики проверяются на знание основных событий, дат, исторических деятелей (тестовый опрос).Учащиеся со средним уровнем подготовки заполняют, скажем, схему государственного устройства Древней Руси. Наиболее сильные учащиеся объясняют, почему Новгород Великий не стал центром объединения Древней Руси; моделируют спор о том, кому где лучше живется представителям трех разных сословий, приехавших в Киев, «матерь городов русских», из удельных городов. Впрочем, географию и границы спора можно расширить.
В классе разные дети. Одни не любят устные выступления перед классом, другие хотят быть в центре внимания, третьи прочитали несколько тем вперёд, интересуются дополнительной литературой и имеют устойчивый познавательный интерес. На уроках нередко применяю форму групповой работы, которая даёт возможность дифференцированно подойти к каждому ребёнку с учётом уровня развития и психологических особенностей. Учащиеся делятся на три группы. Первая группа — редакторы. Они составляют краткие фактические статьи для энциклопедического словаря, восстанавливают логику событий, используя только учебник. Для этой категории учащихся главными будут письменные задания. Вторая группа — журналисты. Они создают яркие образы событий, рассказывают о реальных личностях. Как правило, журналисты редко довольствуются одним учебником, у них возникает желание узнать как можно больше. В их работе преобладают устные ответы. Третья группа — историки. Они объясняют наиболее трудные и спорные вопросы, значение терминов и понятий. На них возлагается обязанность подготовки диспута по заданной теме и его проведение.
Разноуровневый подход — это и развивающая методика, рассчитанная на сознательное и прочное усвоение знаний и умений, развитие познавательных интересов, навыков мыслительной деятельности. И что важно, с помощью разноуровневого, индивидуально-личностного подхода появляется возможность достижения учебно-творческих целей каждым конкретным классом, каждым конкретным учеником.
Развивающее обучение обеспечивает переход от репродуктивной деятельности к деятельности творчески-поисковой. В старших классах прекрасно воспринимаются учащимися такие формы работы, как семинары, практикумы, конференции, деловые и ролевые игры. Хотелось бы обратить внимание на широкие возможности практических занятий для изучения и анализа документов, фотографий, видеоматериалов и других исторических источников. Истина одна: знания, полученные ребятами самостоятельно, являются наиболее прочными. Наиболее результативные следующие формы.
Урок—поиск
Вначале ученики выступают с важными и интересными сведениями по теме. Затем идёт этап проблематизации. Ученики приводят вопросы, возникающие у них в ходе изучения материала. На доске обозначаются проблемы. Если необходимо, то знакомлю с отдельными известными решениями. Далее идёт групповой, индивидуальный или фронтальный поиск новых решений, подходов, моделей. На заключительном этапе — анализ, обсуждение поиска.
Урок взаимообучения
Ученики попарно задают друг другу вопросы по изученной теме и выслушивают ответы, затем их позиции меняются. Оба выставляют оценки за ответы. Или ученики в группах совместно ищут решение учебных проблем, задач, и в конце каждой работы участники проставляют самим себе оценки за активность и верный подход.
Проблемно-обучающий зачёт
Урок проводится на дифференцированной основе. В первой группе ученики задают друг другу вопросы, оппонент отвечает и дополняет, не заглядывая в учебник. Вопросы эти составляются заранее, они просты по форме (даты, термины, имена). Каждый ученик выставляет оценку напарнику. Работа в этой группе оценивается в 3 балла.
Еще по теме:
Методы решения оздоровительных задач физического воспитания дошкольников
Эффективность физического воспитания дошкольников во многом зависит от правильного подбора методов физического воспитания. Выбор метода зависит от стоящих перед воспитателем задач, содержания воспитательно-образовательной работы, а также возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. В физическо ...
Пути и средства эстетического воспитания младших школьников
Эстетическое воспитание ребенка, как уже отмечалось, начинается с момента его рождения. В этом параграфе мы рассмотрим те воздействия, которые оказывают на него наиболее сильное воспитательное влияние. Эстетическое воспитание осуществляется разными путями: средствами окружающей действительности (вк ...
Характеристика народных текстильных промыслов
Особое значение в развитии воображения имеет народное декоративно-прикладное искусство, в котором в образах росписи, вышивок, кружев заключаются образы-символы: солнце, птицы, животные, причем в каждом виде народных изделий они передаются по-своему. Таким образом, опираясь на уже развитое воображен ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.