Ученые объяснили, как образование продлевает жизнь

Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.

Старшая профильная школа: какой она будет

В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.

Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по эстетическому воспитанию второклассников на уроках чтении

Образование и педагогика » Эстетическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения » Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по эстетическому воспитанию второклассников на уроках чтении

Страница 2

В предложенном нами варианте анализа акцент сделан на личный жизненный опыт детей, на их собственное восприятие окружающей действительности, а значит, направлен на внутренние чувства ребёнка, на его эстетическое воспитание.

Сказка «Вольный ветер» имеет иную эмоциональную окраску. Автор сумел передать душевное состояние Зайца, вообразившего себя вольным ветром, изобразил реакцию других обитателей леса на его необычное поведение. Понять Зайца сумел только Медвежонок, который вспомнил слова друга: «Представляешь, Медвежонок, если я стану ветром?» Читатель, прежде всего, должен ощутить то состояние духа, которое заставляет Зайца «птицей лететь по лесу», «вопить истошным голосом». Ребёнок при этом пытается осознать, почему Заяц «почувствовал себя вольным ветром, летящим по лесам и полям».

В учебнике предлагаются: одно лексическое задание («Как ты понимаешь выражение «ни свет, ни заря»?); задание, предлагающее составление словесного портрета Зайца («Перечитай и отметь карандашом всё, что написано о Зайце. Расскажи, каким ты его представляешь»); задание, подготавливающее выразительное чтение («Отметь буквой 3 и выразительно прочитай слова Зайца, стараясь передать его состояние»). Нам кажется, что творческие работы на основе этой сказки, проводимые на чисто эмоциональном уровне, не обеспечивают понимания произведения, в связи с этим необходим элементарный содержательно-языковой анализ, который обеспечил бы понимание мотивов поведения основных действующих лиц, провёл параллель между состоянием природы и душевным состоянием персонажей. Анализ мы предлагаем провести на основе следующих вопросов и заданий:

- Что в поведении Зайца показалось необычным Ёжику и Медвежонку?

Найдите в тексте сказки и прочитайте, как автор описывает поведение Зайца?

Если так ведёт себя ребёнок, то с чем это связано?

В какой день Заяц почувствовал себя «вольным осенним ветром»?

Почему автор называет этот день «лёгким»?

Опишите погоду в «лёгкий солнечный» день.

Почему часто сравнивают: «Вольный, как ветер?»

Как вы думаете, легко ли вообразить себя «вольным осенним ветром»?

Хотелось ли вам попробовать это сделать?

Давайте приготовимся читать слова Зайца, стараясь передать его состояние.

Здесь так же, как и в первом случае, связь с личным жизненным опытом ведет за собой ассоциативность мышления, а последняя способствует более глубокому пониманию прочитанного.

После чтения сказки «Чёрный Омут» в учебнике предполагается выполнение одиннадцати заданий, вопросы по содержанию чередуются с творческими работами. Несомненно, что автором предложен ценный методический материал, использование которого эффективно и вызывает интерес у учащихся. Но, на мой взгляд, существуют и иные пути изучения этого произведения. Это объясняется тем, что акценты с творческих работ (хотя отказ от них невозможен) могут быть переставлены на языковой и содержательный анализ, так как это способствует развитию внимания к слову, языкового чутья, ведёт в дальнейшем к более глубокому пониманию произведения.

Сказка «Чёрный Омут» удивительно мудрая и многогранная. В ней рассказывается и о страхе, и о путях его преодоления, и о его причинах. Сказочный сюжет позволяет автору раскрыть несколько житейских мудростей: отчаявшись, можно переступить ту черту, которая оставляет за собой страх; зная причину страха, легче его преодолеть; не стоит бояться и «шуршания времени», так как ничто не проходит бесследно, жизнь не кончается.

В сказке есть традиционные фольклорные персонажи: Заяц, который всего боится, его враги - Лиса, Волк, Филин. Но в произведении есть и оригинальный герой - Чёрный Омут. Именно он является в сказке символом мудрости. Чёрный Омут останавливает Зайца, который решил броситься в него, потому что ему надоело всех бояться: «Чего тебе бояться, если ты уже ко мне приходил, утонуть решился? Иди - и не бойся!» Переступивший черту отчаяния, Заяц смело идёт навстречу Лисе, Волку, беседует с Филином. Он осознаёт, что «не каждому Зайцу дано у Чёрного Омута побывать». Осенью у Зайца возникает новый страх: «Когда листья начинают шуршать и осыпаются - страшно мне .» И опять Чёрный Омут помогает ему преодолеть страх: «Это не листья сыплются, это время шуршит, а мы слушаем. Всем страшно». То, что загадочно, неизвестно и необъяснимо, всегда неосознанно вызывает тревогу, перерастающую в страх. Сознание того, что все окружающие испытывают те же чувства, вселяет большую уверенность. Шуршание времени, с одной стороны, напоминает о его быстротечности, невозможности его остановить, а с другой стороны, утверждает, сто на смену старому (прожитому) придёт новое, жизнь продолжается. Глубокий философский подтекст сказки создаётся благодаря совокупности художественных языковых средств. В связи с тематикой сказки важнейшим опорным глаголом в ней является слово бояться, только в первом абзаце оно повторяется пять раз. Повтор позволяет заострить внимание читателей на душевном состоянии персонажа. После встречи Зайца с Чёрным Омутом опорный глагол приобретает частицу «не» и превращается в антоним, который, в свою очередь, повторяется дальше в тексте, заменяется синонимами (не испугался, охрабрел). Неслучайно последние слова в сказке: «Заяц по снегу бегает, никого не боится». В произведении использована доступная детскому восприятию аллитерация: « время шуршит. А мы слушаем. Всем страшно». Образы персонажей раскрываются на основании поступков, речевой характеристики. Причем фольклорные традиции в подаче образов в основном соблюдаются: туповатый, прямолинейный Волк, встретив Зайца, «обрадовался», «крикнул»; хитрая Лиса «разулыбалась»; важный Филин, «подумав, сказал». Интересно, как герои сказки называют друг друга (Лиса Зайца: «парная зайчатинка», «ушастенький»; Заяц Лису: «рыжая», Заяц Филина: «старая птица», «филин мохнатый»). В этих словах проявляется отношение персонажей друг к другу. Диалог героев несколько ироничен: «- Сидишь? - спросил Филин.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Структура профессиональной деятельности специалиста по специальности «Экономика и бухгалтерский учет»
Специальность 0601 «Экономика и бухгалтерский учет» утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 июля 2001 г. №2572 «Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования – Классификатора специальностей среднего профессионального ...

Краткая характеристика МБОУ СОШ №10 г. Новоалтайска
Педагогическая практика проходила с 09.09.2013 по 16.11.2013 в МБОУ СОШ №10 г. Новоалтайска. Данная школа находится по адресу: г. Новоалтайск, ул. Красноармейская, 20. По проекту – это школа-семилетка на 440 мест. 1 сентября 1952 г. школа открыла двери для первых своих учеников. Первые годы функцио ...

Организация и итоги студенческой олимпиады 2013 года
В 2012 году кафедра социальной работы вошла в состав Института комплексной безопасности и была преобразована в кафедру социальной работы и социальной безопасности. Таким образом, концепт «социальная безопасность» получил академическую базу для развития. Коллектив кафедры надеется, что традиции и оп ...

Искусственный интеллект в образовании

Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru