Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
В предложенном нами варианте анализа акцент сделан на личный жизненный опыт детей, на их собственное восприятие окружающей действительности, а значит, направлен на внутренние чувства ребёнка, на его эстетическое воспитание.
Сказка «Вольный ветер» имеет иную эмоциональную окраску. Автор сумел передать душевное состояние Зайца, вообразившего себя вольным ветром, изобразил реакцию других обитателей леса на его необычное поведение. Понять Зайца сумел только Медвежонок, который вспомнил слова друга: «Представляешь, Медвежонок, если я стану ветром?» Читатель, прежде всего, должен ощутить то состояние духа, которое заставляет Зайца «птицей лететь по лесу», «вопить истошным голосом». Ребёнок при этом пытается осознать, почему Заяц «почувствовал себя вольным ветром, летящим по лесам и полям».
В учебнике предлагаются: одно лексическое задание («Как ты понимаешь выражение «ни свет, ни заря»?); задание, предлагающее составление словесного портрета Зайца («Перечитай и отметь карандашом всё, что написано о Зайце. Расскажи, каким ты его представляешь»); задание, подготавливающее выразительное чтение («Отметь буквой 3 и выразительно прочитай слова Зайца, стараясь передать его состояние»). Нам кажется, что творческие работы на основе этой сказки, проводимые на чисто эмоциональном уровне, не обеспечивают понимания произведения, в связи с этим необходим элементарный содержательно-языковой анализ, который обеспечил бы понимание мотивов поведения основных действующих лиц, провёл параллель между состоянием природы и душевным состоянием персонажей. Анализ мы предлагаем провести на основе следующих вопросов и заданий:
- Что в поведении Зайца показалось необычным Ёжику и Медвежонку?
Найдите в тексте сказки и прочитайте, как автор описывает поведение Зайца?
Если так ведёт себя ребёнок, то с чем это связано?
В какой день Заяц почувствовал себя «вольным осенним ветром»?
Почему автор называет этот день «лёгким»?
Опишите погоду в «лёгкий солнечный» день.
Почему часто сравнивают: «Вольный, как ветер?»
Как вы думаете, легко ли вообразить себя «вольным осенним ветром»?
Хотелось ли вам попробовать это сделать?
Давайте приготовимся читать слова Зайца, стараясь передать его состояние.
Здесь так же, как и в первом случае, связь с личным жизненным опытом ведет за собой ассоциативность мышления, а последняя способствует более глубокому пониманию прочитанного.
После чтения сказки «Чёрный Омут» в учебнике предполагается выполнение одиннадцати заданий, вопросы по содержанию чередуются с творческими работами. Несомненно, что автором предложен ценный методический материал, использование которого эффективно и вызывает интерес у учащихся. Но, на мой взгляд, существуют и иные пути изучения этого произведения. Это объясняется тем, что акценты с творческих работ (хотя отказ от них невозможен) могут быть переставлены на языковой и содержательный анализ, так как это способствует развитию внимания к слову, языкового чутья, ведёт в дальнейшем к более глубокому пониманию произведения.
Сказка «Чёрный Омут» удивительно мудрая и многогранная. В ней рассказывается и о страхе, и о путях его преодоления, и о его причинах. Сказочный сюжет позволяет автору раскрыть несколько житейских мудростей: отчаявшись, можно переступить ту черту, которая оставляет за собой страх; зная причину страха, легче его преодолеть; не стоит бояться и «шуршания времени», так как ничто не проходит бесследно, жизнь не кончается.
В сказке есть традиционные фольклорные персонажи: Заяц, который всего боится, его враги - Лиса, Волк, Филин. Но в произведении есть и оригинальный герой - Чёрный Омут. Именно он является в сказке символом мудрости. Чёрный Омут останавливает Зайца, который решил броситься в него, потому что ему надоело всех бояться: «Чего тебе бояться, если ты уже ко мне приходил, утонуть решился? Иди - и не бойся!» Переступивший черту отчаяния, Заяц смело идёт навстречу Лисе, Волку, беседует с Филином. Он осознаёт, что «не каждому Зайцу дано у Чёрного Омута побывать». Осенью у Зайца возникает новый страх: «Когда листья начинают шуршать и осыпаются - страшно мне .» И опять Чёрный Омут помогает ему преодолеть страх: «Это не листья сыплются, это время шуршит, а мы слушаем. Всем страшно». То, что загадочно, неизвестно и необъяснимо, всегда неосознанно вызывает тревогу, перерастающую в страх. Сознание того, что все окружающие испытывают те же чувства, вселяет большую уверенность. Шуршание времени, с одной стороны, напоминает о его быстротечности, невозможности его остановить, а с другой стороны, утверждает, сто на смену старому (прожитому) придёт новое, жизнь продолжается. Глубокий философский подтекст сказки создаётся благодаря совокупности художественных языковых средств. В связи с тематикой сказки важнейшим опорным глаголом в ней является слово бояться, только в первом абзаце оно повторяется пять раз. Повтор позволяет заострить внимание читателей на душевном состоянии персонажа. После встречи Зайца с Чёрным Омутом опорный глагол приобретает частицу «не» и превращается в антоним, который, в свою очередь, повторяется дальше в тексте, заменяется синонимами (не испугался, охрабрел). Неслучайно последние слова в сказке: «Заяц по снегу бегает, никого не боится». В произведении использована доступная детскому восприятию аллитерация: « время шуршит. А мы слушаем. Всем страшно». Образы персонажей раскрываются на основании поступков, речевой характеристики. Причем фольклорные традиции в подаче образов в основном соблюдаются: туповатый, прямолинейный Волк, встретив Зайца, «обрадовался», «крикнул»; хитрая Лиса «разулыбалась»; важный Филин, «подумав, сказал». Интересно, как герои сказки называют друг друга (Лиса Зайца: «парная зайчатинка», «ушастенький»; Заяц Лису: «рыжая», Заяц Филина: «старая птица», «филин мохнатый»). В этих словах проявляется отношение персонажей друг к другу. Диалог героев несколько ироничен: «- Сидишь? - спросил Филин.
Еще по теме:
Метод анализа научно – методической литературы
Используя метод анализа и обобщения литературных источников,мы изучили 19 литературных изданий. Нами освещены результаты трудов наиболее известных авторов: И.П. Подласый, И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова. Теоретической основой данной выпускной квалификационной работы послужил источник « Малокомплектна ...
Цели и задачи изучения физики
Основными целями изучения физики являются: 1. освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира; знакомство с основами фундаментал ...
Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой
Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, п ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.