Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
Овладение родным (мордовским) языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
В дошкольном возрасте дети осваивают родной (мордовский) язык и в его эстетической функции. Эстетическое воспитание в процессе обучения родному языку – это формирование эстетических чувств. Формируя речевые умения на родном (мордовском) языке, мы одновременно воспитываем эстетическое отношение к природе, человеку, обществу, искусству. Родной (мордовский) язык как предмет усвоения обладает чертами прекрасного, способен вызывать эстетические переживания. Особое значение для эстетического развития имеют художественное слово, словесное творчество и художественно-речевая деятельность самих детей.
Основная цель работы по развитию речи и обучению родному (мордовскому) языку детей – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
В отечественной методике одной из главных целей речевого развития считалось развитие дара слова, т.е. умения выразить точное, богатое содержание в устной и письменной речи (К.Д. Ушинский).
При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня, потому необходимо специальное обучение, направленное на освоение ребенком языка. Главная задача такого обучения – формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи. Оно формирует у ребенка интерес к родному (мордовскому) языку и обеспечивает творческий характер речи, тенденцию к ее саморазвитию.
Обосновывая теорию усвоения языка в дошкольном детстве, Ф.А. Сохин подчеркивал связь этого осознания с развитием функций детской речи, формированием речевых умений и навыков и развитием языковой способности в целом.
Родной (мордовский) язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, родной (мордовский) язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным (мордовским) языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному (мордовскому) языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей. Так, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений естественно включает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами, метафорами и др.). Вместе с тем владение этими средствами углубляет художественное восприятие литературных произведений.
Обучение дошкольников родному (мордовскому) языку, развитие речи представляют собой богатые возможности для решения других задач нравственного и эстетического воспитания детей.
На каждом занятии в старшей группе должны ставиться разнообразные задачи по развитию речи. Каждое занятие должно развивать поэтический слух детей, умение связно, грамматически правильно и образно выражать свои мысли при ответах на вопросы воспитания, умения владеть синонимическим богатством родного (мордовского) языка.
В результате обучения элементарному анализу особенностей художественного текста формируется осознание формы литературного произведения, целостное его восприятие в единстве содержания и формы, совершенствуется речь (словарный запас, связность, грамматическая правильность, звуковая культура, образность).
Таким образом, высокий уровень развития речи дошкольника включает:
- владение литературными нормами и правилами родного (мордовского) языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания;
- развитую культуру общения, умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушивать, отвечать, возражать, спрашивать, объяснять;
- знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации;
- умение читать (элементарное владение грамотой).
Большое внимание уделял развитию речи детей чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский (1592-1672). В его работе «Материнская школа, или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет» развитию речи посвящается целая глава (восьмая). Коменский писал, что человеку от природы присущи разум и речь, этим он отличается от животного. Ум и язык человека следует развивать. В качестве средства развития речи Коменский предлагает также использовать ритмические прибаутки, стихи, обращать внимание детей на различия между простой речью, заучивать стихи, использовать в работе с детьми художественные рассказы, басни, сказки о животных.
Еще по теме:
Минимальное дизартрическое расстройство – как стойкое нарушение
звукопроизношения в дошкольном возрасте
Минимальное дизартрическое расстройство (стертая дизартрия) - одно из наиболее часто встречающихся в детском возрасте речевое расстройство, при котором ведущим в структуре речевого дефекта является стойкое нарушение фонетической стороны речи. Для минимальных дизартрических расстройств характерно: - ...
Понятие о дислексии и дисграфии
Стойкое нарушение чтения называется дислексией, письма - дисграфией. Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка, при этом признаков отставания в умственном развитии у него никто не находит. Дислексия (dyslexia) – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловле ...
Особенности математического блока УМК «Школа России»
Авторы: М.И. Моро, Ю.М. Колягин, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова. Данный начальный курс математики интегрированный: в нем объедены арифметический, алгебраический и геометрический материал. Основу составляют представления о натуральном числе и нуле, четырех арифметических ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.