Ученые объяснили, как образование продлевает жизнь

Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.

Старшая профильная школа: какой она будет

В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.

Жизнедеятельность классного коллектива младших подростков

Страница 1

В данном параграфе будут рассмотрены особенности классного коллектива младших подростков и место класса в воспитательной системе.

Для этого обратимся к работам Караковского В.А, Новиковой Л.И и Васильевой З.И с тем, чтобы выявить ту базу, на которой предстоит осуществление процесса воспитания нравственных ценностей.

В.А Караковский и Л.И. Новикова отмечают, что основным первичным коллективом школы является класс. Он – существенный фактор воспитывающего влияния школы на ребенка, "основной путь прикосновения" школы к личности ребенка. Хотя класс в первую очередь – учебная единица, в нем, тем не менее, реализуются и воспитательные функции, связанные не только с усвоением знаний, умений и навыков, но и с формированием отношений к ним как ценностям. Вместе с тем класс – общность детей, связанных определенной системой межличностных отношений, влияющих, и весьма действенно, на процессы индивидуального развития входящих в него учащихся.

Но не каждый класс является полноценным компонентом воспитательной системы. Авторы обращают внимание на то, что класс можно рассматривать как компонент воспитательной системы, если, во-первых, воспитательные цели, реализуемые в классе, его деятельность, система отношений в нем соответствует аналогичным характеристикам системы, но не повторяют их в чистом виде; во-вторых, он является первичным коллективом и реализует свои функции по отношению к личности ребёнка; в-третьих, класс имеет свою индивидуальность. Полноценным компонентом класс будет при наличии всех трёх признаков.

Воспитательная система задает четкие и определенные цели для класса как субъекта деятельности, обеспечивающей реализацию этих целей. Общие цели затем могут конкретизироваться в цели класса. Воспитательная система с её целями, содержанием и видами деятельности формирует образ жизни школьного коллектива – ядра системы, в которое входит и класс, что влечет за собой формирование в классе определенных ценностных ориентаций, норм жизни.

Каждый коллектив имеет свои возрастные характеристики. Для коллектива младших подростков Караковским В.А и Новиковой Л.И предлагаются следующие:

- для класса младших подростков характерны повышенная моторность и эмоциональность,

- высокая конфликтность отношений между мальчиками и девочками, смешанный половой состав дружеских микрогрупп или достаточно активное взаимодействие между разнополыми группами.

- формирование чувства "мы - общность", "мы – коллектив", которое выражается в стремлении заявить о себе в школе и проявляется в различных ситуациях соотнесения.

- для отношений с классным руководителем характерно стремление к независимости в сочетании с эмоциональной привязанностью.

- несмотря на отмеченные негативные явления, для класса младших подростков характерен оптимистический, мажорный настрой.

З.И. Васильева отмечает о коллективе младших подростков: "В связи с резкими изменениями в организации учебной жизни у младших подростков возникает новый эмоционально значительный опыт общения с окружающими. Они сравнивают свои успехи на разных уроках у разных учителей с успехами других учеников; большим стимулом становится самооценка, осмысление своего места в коллективе, расширяется сфера общения, появляются новые связи в коллективе. Что сопровождается возникновением новых образований в области нравственных мотивов"

Также о младших подростках в рамках классного коллектива можно отметить, что они способны, совершая поступки, руководствоваться интересами и потребностями других людей. Младшие подростки испытывают удовольствие от того, что их работа принесет пользу людям, они охотно делятся знаниями и вещами, предпочитают все делать сообща с товарищами и очень ценят общение с ними. Характерная для них жажда деятельности делает их менее разборчивыми в предпочтении тех или иных дел. Они хотят везде быть, во всем принимать участие, особенно не задумываясь над поставленными целями и способами их выполнения и выбирают, прежде всего, дела, которые им интересны. Они часто не умеют сами организовать деятельность, что влечет за собой неуспех и снижение активности.

Таким образом, мы видим ту базу, на которой предстоит работать в процессе решения воспитательной задачи: Классный коллектив младших подростков стремится к сплочению (это выражается в их острой потребности в общении, совместному выполнению дел), стремятся к деятельности, при этом совершенно не разборчивы в её выборе, стремятся к самостоятельности, независимости от учителя, при этом, не обладая навыками организации; так же наблюдаются тенденции и к индивидуализации: участники коллектива желают проявить себя, при этом определяющим становится самооценка, складывающаяся на основе сопоставления себя с другими членами коллектива.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Методологические основы использования методов обучения в общем и специальном образовании
К методам специального бучения относятся имитационные. Характеристика основных методов специального обучения. 1. Анализ конкретных ситуаций— один из наиболее эффективных и распространенных методов организации познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает спосо ...

Закономерности развития словарного запаса старших дошкольников в онтогенезе
Дошкольный возраст - период активного усвоения всех структур родного языка, уникальное время для становления и развития лексикона. Речь дошкольника формируется и развивается с нескольких сторон: фонетической, лексической, грамматической, которые выступают в тесном единстве, в то же время каждая из ...

Мотив и мотивация. Развитие мотивации учебной деятельности
Проанализируем термин «мотив» – русифицированное французское слово «motif», в буквальном смысле слова обозначает «побуждение», или от латинского слова «moveo» – двигаю. Большая Советская Энциклопедия приводит следующее определение данному понятию: «Мотив в психологии – побудительная причина действи ...

Искусственный интеллект в образовании

Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru