Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
Из взаимосвязанных элементов любой дидактической системы - целей и содержания обучения, его технологий и организационных форм, средств обучения, преподавателей и обучаемых - системообразующим является тот, который в наибольшей степени испытывает влияние метасистемы высшего уровня - системы вуза или социума в целом. Первая все еще преследует прагматические цели подготовки специалистов, а вторая ориентирует на широту и фундаментальность образования, а также на его гуманитарный и духовный характер. Последнее чаще связывают с религией, в которой видится смыслообразующая ось истории всей культуры, а также объединяющая людей идея. Однако плюрализм верований подчеркивает как неистребимость желания человека выйти за пределы и эмпирического, и рационального, так и непреходящее значение естественнонаучного знания, третьим источником которого всегда являлись интуиция, инсайт, озарение - высшие проявления человеческого духа.
Мышление в целом, а теоретическое мышление в особенности, характеризуется тем, что оно всегда обеспечивает выход за пределы непосредственно данной информации. По этой причине решение проблемы путем повторения ранее усвоенного нельзя относить к мышлению, это акт припоминания. Точно также решение задачи путем проб и ошибок есть процесс деятельности научения. Определение мышления предполагает, что субъект активно оперирует данными с целью получения нового результата.
Учение как деятельность представляет собой процесс одновременного накопления знаний и овладения приемами и способами оперирования ими через ознакомление с ними, упражнение на различном материале и использование при переносе на новые задачи. Последнее часто ставит субъекта в ситуации, для которых в его сознании нет подходящих понятий, а в мышлении готовых методов. Результат творческого мышления уже не просто применение известных представлений, понятий, операций, а создание новых способов решения задач, новых образов и значений, которые обнаруживают новые свойства действительности или дают новые способы ее преобразования. Такое мышление может выходить за пределы житейских, обыденных представлений, принимать в какой-то мере непонятийный и нелогичный характер, поскольку не всегда новые факты можно свести к известным понятиям, а все задачи решить усвоенными методами.
Известен парадокс математики, все утверждения которой выводятся на основе формальной логики, тем не менее, она не превратилась в тавтологию, а полна открытий и находок, многие из которых доказываются логическим способом потом, уже задним числом. Наиболее впечатляющим подтверждением этому служит недавнее доказательство знаменитой великой теоремы Ферма, которое не удавалось сделать на протяжении более чем трехсот лет, хотя в ее истинности сомнений почти не было, по крайней мере, опровергающие ее примеры найти не удавалось, а частные доказательства постоянно предлагались.
Мышление как процесс формирования новой мысленной репрезентации при преобразовании информации путем суждения, абстрагирования, рассуждения, воображения и разрешения проблем, характеризуется тремя моментами: оно когнитивно, т.е. происходит внутренне в уме, но проявляется в поведении и деятельности; это процесс манипуляции знаниями, объединение прошлой информации с новой; мышление направленно, его результаты проявляются в поведении при разрешении некоторой проблемы.
Еще по теме:
Основные положения и задачи школы Френе
Свобода самовыражения ребёнка: ребёнок по природе своей ничем не отличается от взрослого. И детство – это не подготовка к жизни, а её важный этап. Ребёнок не просто пустой сосуд, который следует наполнять, он уже обладает определёнными представлениями, определённым жизненным опытом. Научить ребёнка ...
Психолого-педагогические основы познавательной учебной деятельности младших
школьников
Цель данного параграфа – рассмотреть возрастные особенности познавательной деятельности младших школьников. Процесс обучения в школе включает не только усвоение сложной системы знаний, становление многих учебных и интеллектуальных навыков, но также развитие самих познавательных процессов – внимания ...
Феномен человека
Первое что можно отметить, описывая феномен человека это многообразие его свойств. Человек - существо многостороннее, многомерное, сложно организованное - Известно выражение о человеке как венце природы. В нем подчеркивается, что человек - это часть природы. Человек - живое существо и как всякое жи ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.