Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
Конкретизацией первого понятия является понятие среды обитания. Взрослый вполне может обсуждать с детьми, что необходимо для жизни растения или животного (вода, воздух, пища, определенные температурные условия и др.), какими предметами, материалами они окружены, какими свойствами они обладают.
Названные понятия выражают первую и главную экологическую идею: любой живой организм через свои потребности и необходимость их удовлетворения связан со средой обитания посредством морфофункциональной приспособленности (адаптации) к определенным условиям жизни. Эта идея конкретно и образно может быть доведена до понимания дошкольника. Рассмотрим пример:
- Белка - лесной зверек, сведения о котором дети получают в дошкольном возрасте. Как живое существо, она имеет потребности в пище, воздухе, тепле и др., которые может удовлетворить лишь в своей среде обитания - смешанном или хвойном лесу. Среда обитания белки - это:
разное (в зависимости от сезона) состояние деревьев: с листвой, семенами, плодами - летом, голое и в снегу - зимой;
растения, служащие кормом зверьку (орехи лещины, желуди, семена ели, грибы и пр.);
другие животные леса, среди которых и хищники - враги белки;
o сезонно меняющиеся температурные условия.
Субстрат - опорный экологический компонент - твердая основа (почва, камни, дерево и т. д.).
Белка обладает хорошей морфофункциональной приспособленностью, которая позволяет выжить в этой среде обитания. К приспособительным внешним признакам строения и поведения белки, значимым для нашего обсуждения, относятся следующие:
острые загнутые когти, позволяющие хорошо цепляться, удерживаться и передвигаться по дереву;
сильные и более длинные, чем передние, задние ноги, которые дают возможность делать белке большие прыжки;
длинный и пушистый хвост, действующий как парашют в прыжках и согревающий ее в гнезде в холодное время года;
острые, самозатачивающиеся зубы, что позволяет грызть твердую пищу;
линька шерсти, которая помогает белке не замерзнуть зимой и чувствовать себя легче летом, а также обеспечивает смену маскировочной окраски.
Эти приспособительные особенности позволяют белке легко передвигаться по деревьям во всех направлениях, находить пищу и поедать ее, спасаться от врагов, делать гнездо и выращивать потомство, оставаться оседлым животным, несмотря на сезонные перепады температуры. Таким образом осуществляется взаимосвязь белки со средой обитания.
Данное экологическое представление может быть постепенно сформировано за дошкольный период, в результате к шести-семи годам ребенок не только усвоит конкретные факты жизни белки в лесу, но и поймет приспособительную взаимосвязь животного со своей средой обитания.
Из второго раздела биоэкологии - демэкологии - в настоящее время, ввиду недостаточности исследований, использовать какие-либо понятия для построения методики экологического воспитания дошкольников не представляется возможным. Популяция, по определению Н.Ф. Реймерса, это совокупность особей одного вида, длительно населяющих определенное пространство. Каждая популяция имеет сложную структуру (по полу, возрасту, пространственным и близкородственным объединениям особей) и свою эволюционную судьбу. С детьми-дошкольниками невозможно наглядно проследить жизнь какой-либо популяции, а усвоение словесных знаний о ней предполагает развитое логическое мышление. При построении методики для дошкольников вполне можно обойтись без знаний из области демэкологии.
Третий раздел биоэкологии (синэкология), рассматривающий жизнь растений и животных в сообществе, позволяет адаптировать ведущие понятия до уровня познавательных возможностей дошкольников. Главное понятие синэкологии - экосистема - определяется Н.Ф. Реймерсом как "сообщество живых существ и его среда обитания, объединенные в единое функциональное целое, возникающее на основе взаимозависимости и причинно-следственных связей, существующих между отдельными экологическими компонентами".
Имеется три уровня экосистем: микроэкосистемы (например, трухлявый пень), мезоэкосистемы (например, лес, пруд, луг), макроэкосистемы (например, океан, континент). Нет сомнения, что, гуляя с взрослыми в лесу и на лугу, возле пруда или речки, дети дошкольного возраста под их руководством могут узнать главных обитателей этих экосистем, их взаимосвязь между собой и со средой обитания.
Еще по теме:
Работа воспитателя детского сада по формированию начал патриотизма у
старших дошкольников
Правильная организация работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников основана, прежде всего, на знании возрастных возможностей и психологических особенностей детей этого возраста. Ребёнок дошкольного возраста отличается большой эмоциональностью. Чувства господствуют над всеми сторонами ...
Способы и материалы для изготовления транспарантов
Транспаранты (кодограммы) для графопроектора – изображения на фолиях – прозрачной термоустойчивой пленке, выполняемые полиграфическим и фотографическим способами или напечатанные на принтере, ксероксе. Размеры кадров транспарантов широко варьируются. Максимальные размеры кадров ограничиваются площа ...
Тканые орнаменты стран Балтии
Орнаментальное искусство в странах Балтии занимает особо важное место. Именно в произведениях народного крестьянского ремесла (вязание, вышивка, ткачество) на протяжении столетий бережно сохраняются и утверждаются национальные художественные традиции. Они отличаются органическим слиянием эстетическ ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.