Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
Биографические и хрестоматийно-литературные задачи используются на всех видах занятий, но чаще - в ходе самостоятельной подготовки учащихся к классным занятиям. При этом им обязательно рекомендуется соответствующая литература. Нередко биографические и хрестоматийно-литературные задачи используются на олимпиадах, конкурсах и викторинах.
Известный методист И. Лернер выделяет типологию учебных задач по истории по проблемно-содержательному критерию; критерию методов исторической науки.
В рамках проблемно-содержательной типологии существуют следующие подвиды.
На определение сущности события или явления.
На установление причинно-следственных связей исторических событий и явлений.
На выяснение тенденций развития данного общественного явления.
На определение степени прогрессивности исторического явления.
На выяснение структуры социального организма и выявление взаимоотношений между группами.
На определение преемственности между фактами, событиями, явлениями, эпохами.
На установление общих и частных закономерностей общественного развития.
На соотнесение явления или факта и эпохи. На соотнесение частного факта и общей закономерности общественного развития.
На периодизацию развития явления или эпохи.
На определение типичности единственного и массового явления.
На выяснение специфики общественного явления и эпохи.
На установление различного социального смысла сходных явлений в разные эпохи.
Кроме того, И. Лернер выделяет следующие типы задач:
на определение содержания понятия в условии задачи «(Какие формы управления государством вы знаете?»);
на выявление или объяснение причин, вызвавших изменение содержания этого события, понятия («Почему в Новгороде сложилась особая система управления?»);
на раскрытие особенностей влияния каких - либо обстоятельств на это событие («Какую роль в становлении республики в Новгороде имели особенности развития экономики?»);
на раскрытие особенностей влияния этого события на различные стороны общественной практики («Чем отличается Новгородская республика от Владимиро- Суздальского княжества в области системы управления?»);
на вынесение оценки изучаемого события на основе критерия нравственности («За какие качества людей в Новгороде делили на «лучших» и «меньших»?);
на конкретизацию понятия фактами, примерами из различных источников исторических знаний («Республика в Новгороде, Пскове на территории Древней Руси, Республика в Древнем Риме, Древней Греции»);
на самостоятельное применение знаний («При демократической форме правления в Новгороде кто был подлинными хозяевами в Новгороде?».
И. Лернер дает также классификацию задач по критерию методов исторической науки.
Сравнительно-исторический метод.
Метод аналогий.
Статистический метод: а) выборочный, б) групповой и т. д.
Установление причин по следствиям.
Определение зародыша по зрелым формам.
Метод обратных заключений (определение прошлого по современным пережиткам).
Обобщение формул, т.е. памятников обычного и писаного права, характеризующих массовое явление.
Реконструкция целого по части.
Определение цели действующих людей и групп по их действиям и следствиям их действий.
Выяснение уровня духовной жизни по памятникам материальной культуры.
Еще по теме:
Сущностные характеристики и классификации методов активного обучения
Проблема активности личности в обучении и поиска методов активизации учебно-познавательной деятельности учащихся является в современной педагогической науке одной из ключевых. Сущность активного метода обучения сводится к созданию дидактических и психологических условий, способствующих проявлению и ...
Сравнительный анализ учебников по данной теме
п. п. 1 Определение треугольника Существуют два подхода к определению треугольника: 1 подход. Понятие треугольника вводится конструктивно: как фигура, состоящая из трёх точек и трёх отрезков соединяющих эти точки. Такой подход реализован в учебнике Атанасяна и в учебнике Погорелова. При этом ничего ...
Мудрости семейного воспитания
1. Если ты поймал сыну рыбу, ты накормил его на сегодня. Если ты научил сына ловить рыбу, ты накормил его на всю жизнь. Восточная мудрость. 2. Не стреляйте в своё будущее из пистолета, будущее выстрелит в вас из пушки. Народная мудрость. 3. Есть только одна подлинная ценность – это связь человека с ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.