Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
Для того чтобы совершенствовать настоящее во имя будущего, нужно очень хорошо знать прошлое. Возрастают требования к научной обоснованности всего учебно-воспитательного процесса, к глубоким знаниям истории педагогики.
Еще задолго до появления педагогических теорий, в многовековой практике трудовому воспитанию молодежи в Древней Руси отводилось важное место. Традиции, обычаи и обряды формировали социально значимые качества, среди которых трудовые навыки и умения, трудолюбие находились на одном из первых мест.
При утверждении феодальных отношений морально-этические нормы приобретают классовый характер. Господствующий класс относился к труду, особенно физическому, все с большим презрением, рассматривая его как удел простого народа. Однако труд оставался жизненной потребностью для большинства населения, что вызывало необходимость формировать у молодого поколения положительное отношение к труду, определенную сумму практических умений, трудолюбие. Осуществлялся этот процесс в основном в семье и дал основу народной педагогической мысли. Народная педагогика мудро рассматривала труд и трудовое воспитание не только как необходимое условие подготовки к практической деятельности, но и как средство общего физического и духовного развития молодого поколения. Именно из этого времени к нам пришли поговорки, пословицы и т.п., где теме труда отводится важное место.
У восточных славян передача профессиональных навыков и умений пошла по пути «братчин» — товариществ, объединяющих людей одной профессии. Здесь готовили молодежь к определенному ремеслу. Такая же «цеховая» система была и в западных странах. Ее существование протянулось с IV до XVII в. и исторически отразилось в названиях кварталов городов. Торгово-ремесленные поселения-слободы вырастали вокруг городов, которых в России в середине XVII в. уже насчитывалось 254. Переход к мануфактурному периоду вызвал появление крупных предприятий с новой организацией труда, с механизмами, работавшими на водной энергии. Эти объективные процессы вызвали необходимость кроме трудового воспитания давать молодым людям элементарные общеобразовательные и профессиональные знания, умения и навыки. Для постройки церквей и зданий требовались знания геометрии, математики, умения изготовить строительный кирпич, раствор, известковый грунт для настенной живописи, знание приемов строительной техники. В кузнечном деле, в литье пушек, судостроении и текстильном производстве — везде необходимы были грамотные, трудолюбивые люди, знакомые с различными мастерствами.
Наиболее кардинальные усилия в этом направлении предпринял Петр I, проведший важные реформы в области просвещения и культуры. Была сделана попытка широкого распространения грамотности (и не только среди господствующих классов), открыты цифирные школы, значительно выросло книгопечатание. В этих условиях роль трудового воспитания в семье как первоначального непременного условия подготовки к жизни вышла за рамки лишь семейных интересов. Возникла необходимость давать элементарную профессиональную подготовку младшему техническому персоналу и квалифицированным рабочим, не говоря уже об инженерах, моряках, строителях, военных, учителях, картографах и других специалистах.
Первая в России — созданная по велению Петра I в 1701 г. в Москве — школа математических и навигационных наук была практически первой в Европе реальной школой, из которой выходили специалисты широкого профиля. Да и открытые чуть позже артиллерийская и инженерные школы стали готовить кадры не только для армии и флота, но и для промышленного производства.
Еще по теме:
Краткий анализ сочинений «Моя родословная»
Одна из актуальных задач педагогов в согласии с родителями воспитать у ребят чувство ответственности за свою семью, свою фамилию, продолжение своего рода, сохранение добрых семейных традиций, осознании истории семьи, как части истории своего народа. Проанализировав сочинения семиклассников «Моя род ...
Трудовое воспитание в системе экономического образования
Говоря об экономическом и нравственном воспитании, нельзя не сказать о трудовом воспитании подрастающего поколения. Как отмечают И.А. Сасова, А.Д. Шатова и др., чем младше дети, тем теснее взаимосвязь этих сторон воспитания. Нравственность, почерпнутая из поучений, остается теоретической нравственн ...
Психолого-педагогическое обоснование проблемы необходимости ознакомления
детей с народным декоративно-прикладным искусством
Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему. В народном декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами, з ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.