Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
С другой стороны, анализ терминов естественнонаучных понятий рекомендованных к обязательному изучению в перечне образовательных программ ГОСТа, обнаруживает, что между ними достаточно сложно выстроить взаимосвязь, необходимую для формирования системного естественнонаучного мышления. Рассмотрим только один пример. В программе по химии определены как «важнейшие химические понятия», необходимые для обязательного усвоения, «атом», «атомная масса», но почему-то забыто собственно само понятие «ядро», которое является, по сути, определяющим в понятии «атом». При этом при изучении физики «ученик должен знать/понимать смысл понятий: «атом», «атомное ядро». В биологии рекомендовано к обязательному изучению понятие «клетка», «дыхание» («дыхание» может пониматься уже и как окислительно-восстановительный процесс), однако термин «ядро» как основной организмический элемент клетки, отсутствует. В химии в качестве основной единицы дисциплинарно-терминологического аппарата не упоминается понятие «электрон», но существует «ион», «химическая связь», а физика «как бы сама по себе» изобилует такими понятиями, как: «электрическое поле», «ионизирующие излучения», «электрический заряд», «сила электрического тока», «электрическое напряжение», «электрическое сопротивление», «мощность электрического тока».
Можно привести множество примеров, свидетельствующих о «своеобразном подходе» специалистов-законодателей, стоящих в авангарде современного естественнонаучного мышления, понимающих и соответствующим образом формирующих перспективу качества естественнонаучного мировоззрения, системного мышления современных школьников - будущих специалистов Отечества.
Здесь к месту вспомнить, что к основной школе относятся учащиеся 11-14-летнего возраста, когнитивное развитие которых чрезвычайно чувствительно в отношении формирования понятийного, абстрактно-логического мышления, а следовательно, требует основательной проработки текстов учебных дисциплин, основной целью которых является формирование системы знаний, соответствующих качественному современному образованию.
В таблице 4 приведены данные средних значений частоты употребления терминов естественнонаучных понятий в текстах учебников физики, химии, биологии, которые должен знать учащийся в соответствии с нормативами ГОСТ. Коэффициент частоты употребления термина рассчитывался как среднее значение от количества слов в учебнике. Принимая во внимание, что среднее суммарное количество слов в учебниках основной школы (6-9-е классы) приблизительно одинаковое и равно: химия - 51240 слов, физика - 53696, биология - 51320, мы могли осуществить сравнительный анализ частоты употребления терминов в учебниках естественнонаучного цикла и сделать вывод об их терминологической взаимосвязи. Как видно из полученных данных, в основном (при некотором исключении) естественнонаучные понятия существуют как бы сами по себе и, несмотря на их транспонятийную природу, возможность формирования системы естественнонаучного понятийного аппарата на основе нормативных документов ГОСТа для программ по химии, физике и биологии является, на наш взгляд, проблематичной.
Школьные учебники, разработанные на основе нормативов Государственных образовательных стандартов и Государственных образовательных программ, выступают в качестве основного инструмента формирования понятийного аппарата учащихся.
Образовательные программы Государственного образовательного стандарта для средней общеобразовательной школы, в частности раздел «Требований к уровню подготовки выпускников», содержат перечень важнейших, но недостаточных для системного естественнонаучного мышления понятий, которые выпускник должен знать/понимать в результате изучения дисциплин естественнонаучного цикла.
Еще по теме:
Анализ и оценка результативности проведенной работы по использованию
поэтических произведений А. Моро в обучении родному языку старших дошкольников
Цель: выявить результативность проведенной работы, т.е. какие изменения произошли в уровне обученности родной (мордовской) речи у детей старшего дошкольного возраста. Анализ: на занятиях использовались разнообразные методические приёмы: вопросы поискового характера, использование наглядности (иллюс ...
Анализ социально-психологических особенностей учебного коллектива
Одним из направлений психолого-педагогического исследования стала диагностика социально-психологического климата в учебном коллективе. Социально-психологический климат определяют как совокупность отношений членов группы к условиям и характеру совместной деятельности, друг к другу, и к преподавателя ...
Классификация средств информационных технологий
Средства информационных технологий применемых в профессиональных колледжей можно разделить на следующие категории. 1) Линейно-организованный мультимедийный материал. Сложная функциональная зависимость и взаимосвязи различных аспектов или процедур. Отстутствие соответствующих познаний у обучаемых ил ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.