Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
На основании анализа содержания Государственных программ ДЕЦ, в частности, требований к усвоению дисциплинарного ПА учащимися 6-9-х классов, нами были выявлены базовые понятия (эти понятия представлены в цитируемых выше текстах примерных программ основного общего образования). Далее методом частотного анализа мы исследовали тексты двадцати четырех учебников географии, биологии, физики, химии, предназначенных для обучения в основной школе.
Метод частотного анализа позволил нам выявить, как рекомендованные нормативами ГОСТа дисциплинарные понятия представлены в учебных текстах. В таблицах 1-3 приведены количественные данные встречаемости терминов естественнонаучных понятий в учебниках химии 7-9-х классов, физики 6-9-х классов, биологии 6-9-х классов. Даже при беглом взгляде видно, что частота употребления одного и того же научно-дисциплинарного термина в учебниках разных авторов существенно различается. Так, учебники «Неорганическая химия 8» Ю.В.Ходакова и «Химия 8» О.С.Габриеляна имеют существенные различия по количеству встречаемости терминов базовых дисциплинарных понятий. Результаты сравнения представлены в таблице 1. Из данных таблиц видны значительные количественные различия употребления одних и тех же терминов в учебниках разных авторов. К примеру, в учебнике химии для 8-го класса О.С.Габриеляна термин «ион» встречается в пять раз чаще, чем в учебнике неорганической химии для 8-го класса Ю.В.Ходакова (сравните 204 и 49); термины «вещество», «система», составляющие фундаментальную основу естественнонаучного мышления, также значительно (в 2,4-2,8 раза) преобладают в текстах учебника О.С.Габриеляна. Выявлена группа дисциплинарных понятий (электролит, неэлектролит, электролитический, диссоциация), которые в учебнике неорганической химии для 8-го класса Ю.В.Ходакова отсутствуют. Схожую картину мы выявили и в учебниках физики (результаты сравнения представлены в таблице 2). Из сорока терминов понятий для учебников физики 7-го и 9-го классов имеют существенные различия по частоте употребления в тексте в 50-57,5% случаях, причем с количественным преобладанием в 120 и даже 318 раз (например, «магнитный», «атомный», «ядро», «ток») [2] (Перышкин А.В., 2001). Подобная тенденция имеет место и в учебниках биологии (результаты сравнения представлены в таблице).
Таким образом, мы установили (в среднем при одинаковых объемах текста), что для каждого отдельно взятого класса учебники химии, физики и биологии существенно различаются друг от друга по частоте употребления в них дисциплинарных понятий, рекомендованных нормативными документами ГОСТа к обязательному изучению. А это значит (если считать, что учебник является необходимым элементом учебного процесса), что формирование системы ПА учащегося в определенной мере будет зависеть от терминологической насыщенности учебного текста.
Таблица 2 Количественное соотношение терминов дисциплинарных понятий, используемых в учебниках физики основной школы
Учебники
Термины |
Перышкин А.В. |
Перышкин А.В. |
Филинович Н.В. |
Филинович Н.В. |
Перышкин А.В. |
Кикоин И.К. «Физика 9» |
«Физика 6» |
«Физика 7» |
«Физика 7» |
«Физика 8» |
«Физика 9» |
1990 | |
1985 |
1985 |
2000 г |
2005 г |
2001 | ||
физический |
38 |
20 |
48 |
18 |
24 |
18 |
явление |
62 |
82 |
72 |
201 |
47 |
34 |
Закон |
35 |
56 |
44 |
55 |
191 |
189 |
вещество |
79 |
141 |
93 |
124 |
34 |
5 |
взаимодействие |
25 |
28 |
79 |
28 |
130 |
58 |
электрический |
15 |
389 |
16 |
411 |
103 |
12 |
Поле |
1 |
161 |
3 |
137 |
273 |
6 |
магнитный |
0 |
214 |
2 |
185 |
260 |
2 |
Волна |
0 |
0 |
0 |
0 |
291 |
143 |
Атом |
12 |
95 |
23 |
46 |
181 |
4 |
атомный |
5 |
10 |
1 |
1 |
127 |
1 |
Ядро |
0 |
38 |
0 |
23 |
318 |
1 |
ионизирующий |
0 |
0 |
0 |
0 |
5 |
0 |
излучение |
0 |
31 |
1 |
33 |
67 |
0 |
Путь |
96 |
19 |
70 |
16 |
57 |
53 |
скорость |
150 |
76 |
156 |
48 |
381 |
645 |
ускорение |
0 |
0 |
3 |
0 |
178 |
396 |
Масса |
211 |
199 |
217 |
87 |
197 |
260 |
плотность |
126 |
43 |
129 |
13 |
5 |
0 |
Сила |
568 |
380 |
650 |
267 |
403 |
1114 |
давление |
243 |
81 |
326 |
23 |
3 |
32 |
импульс |
0 |
0 |
0 |
0 |
54 |
105 |
Работа |
137 |
177 |
239 |
161 |
18 |
266 |
мощность |
39 |
95 |
73 |
47 |
7 |
31 |
кинетический |
34 |
33 |
38 |
34 |
14 |
77 |
энергия |
110 |
420 |
152 |
347 |
166 |
333 |
потенциальный |
37 |
25 |
36 |
20 |
9 |
91 |
внутренний |
7 |
140 |
8 |
108 |
17 |
9 |
Кпд |
7 |
22 |
12 |
16 |
0 |
10 |
температура |
22 |
206 |
12 |
218 |
5 |
6 |
количество |
2 |
144 |
4 |
128 |
13 |
1 |
теплота |
0 |
174 |
0 |
153 |
0 |
0 |
удельный |
0 |
88 |
0 |
81 |
0 |
0 |
теплоемкость |
0 |
30 |
0 |
23 |
0 |
0 |
влажность |
1 |
0 |
0 |
31 |
0 |
0 |
Воздух |
108 |
133 |
143 |
123 |
69 |
37 |
напряжение |
0 |
177 |
1 |
175 |
7 |
0 |
сопротивление |
11 |
183 |
8 |
154 |
27 |
15 |
Ток |
1 |
591 |
4 |
535 |
177 |
2 |
система |
3 |
13 |
12 |
12 |
111 |
194 |
Еще по теме:
Взаимосвязь мышления и процесса чтения
Чтение - вид умственной деятельности человека. В процессе чтения человеческим мозгом производится работа по переложению кодов, использованных автором для реализации своего замысла, на более привычную для читателя систему знаков. Происходит выяснение значений языковых единиц. Слова, составляющие тек ...
Выездные интенсивные школы как одна из форм дополнительного образования
Неисчерпаемые возможности содержания и форм дополнительного образования позволяют человеку быть компетентным, где под компетентностью понимается обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, быть компетентным – т.е. быть обладающим компетенцией, а под компетенцией – «круг вопросов, в которых ...
Развитие просодической стороны речи в онтогенезе
Просодика (просодия) – представляет совокупность ритмико-интонационных свойств речи. Интонационно-выразительная сторона речи реализуется через такие качества речи, как тембр, высота и сила голоса, мелодика, темп, пауза, модуляции голоса, ритм, логическое ударение, речевое дыхание, полетность голоса ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.