Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
С точки зрения означенной проблемы вернемся вновь к исследованию вопроса о понятийном аппарате (ПА) школьного учебника как инструменте формирования мышления учащихся.
На заседании Экспертно-аналитического центра НФПК, состоявшегося в январе 2009, года экспертно-аналитическими специалистами обсуждался вопрос о качестве учебно-методических материалов. Было отмечено, что существует ряд серьезных проблем в отношении качества учебно-методической литературы, в частности учебников, предназначенных для обучения учащихся в средней общеобразовательной школе. Эксперты подчеркнули, что «при переходе из класса в класс ученики встречаются с новыми учебниками, написанными в разных логиках и методических системах. Отсутствие содержательной и методической преемственности серьезно затрудняет работу учителя, приводит к искажению единой картины мира, к деформации его целостного восприятия ребенком». Члены экспертной комиссии акцентировали внимание участников заседания на том, что многие учебные издания не соответствуют компонентам ГОСТа.
Вне всякого сомнения, в процессе обучения учебник воплощает в себе гарантированный образовательный минимум и обеспечивает общую организацию образовательного процесса, «а вариативность образования достигается за счет роста разнообразия дополнительных учебных пособий». Данной точки зрения придерживаются не только современные эксперты, но и отечественные и зарубежные специалисты в области психолого-педагогических исследований. Так, следуя концепциям К.Бюлера и Л.М.Веккера, частота встречаемости понятия непосредственно связана с формированием когнитивных схем, а значит, и развитием мышления. В соответствии с теоретическими идеями Л.С.Выготского, «понятийные системы являются ключом ко всем процессам развития». М.А.Холодная, известный специалист в сфере исследования психологии интеллекта, интегральных структур понятийного мышления, считает, что учебники являются главным инструментом формирования ПА и понятийной системы мышления (ПСМ) в целом. М.А.Холодная утверждает, что понятийные структуры отвечают за специфический тип организации знаний, которые оказываются представленными в дифференцированном и иерархизированном виде. Понятийные психические структуры, будучи «единицами» интеллекта, заключают в себе некоторое когнитивное пространство индивидуального интеллекта, включающего определенный объем возможных форм познавательного отражения субъектом окружающей действительности.
Таблица 1 Количественное соотношение терминов дисциплинарных понятий, используемых в учебниках химии основной школы
Термины |
Учебники | |||
Ходаков Ю.В «Неорганическая химия 7», (7-8) 1976г. |
Ходаков Ю.В «Неорганическая химия 8», (7-8) 1976г. |
Габриелян О.С «Химия 8» 2003 г. |
Ходаков Ю.В «Неорганическая химия 9» 1986 г. | |
химический |
236 |
271 |
438 |
225 |
элемент |
140 |
444 |
279 |
169 |
атом |
265 |
424 |
390 |
229 |
молекула |
117 |
111 |
168 |
158 |
относительный |
46 |
95 |
34 |
32 |
атомный |
40 |
100 |
46 |
17 |
масса |
145 |
187 |
160 |
48 |
молекулярный |
26 |
30 |
56 |
34 |
ион |
0 |
49 |
204 |
432 |
связь |
12 |
68 |
108 |
82 |
вещество |
458 |
225 |
536 |
176 |
классификация |
5 |
11 |
22 |
1 |
моль |
0 |
125 |
93 |
15 |
молярный |
0 |
41 |
24 |
0 |
объем |
28 |
58 |
78 |
57 |
реакция |
302 |
325 |
507 |
429 |
электролит* |
0 |
0 |
74 |
91 |
неэлектролит* |
0 |
0 |
2 |
5 |
электролитический* |
0 |
0 |
28 |
33 |
диссоциация* |
0 |
0 |
67 |
74 |
окислитель |
1 |
21 |
14 |
9 |
окисление |
16 |
81 |
86 |
109 |
восстановитель |
4 |
11 |
9 |
14 |
восстановление |
5 |
5 |
10 |
35 |
система |
0 |
22 |
60 |
16 |
Еще по теме:
Методы и приемы формирования выразительности речи
В ряду косвенных высказываний о дидактических условиях формирования лексико-стилистических умений как составляющей части речевой выразительности важно выделить суждения о целесообразности соотнесения обучения с возрастными психологическими особенностями школьников; о необходимости разработки специа ...
Психологические механизмы воздействия игры на младших школьников
В теории игры К. Коффки, с точки зрения гештальтпсихологии, игре отводится огромнейшее значение в детском мире ребенка. Мир ребенка, согласно Коффке, похож на мир «примитивного человека», наделяющего живое и неживое мистическими свойствами, но такое обращение с вещами характерно только для детства. ...
Задачи и содержание работы по развитию слухового восприятия у глухих и
слабослышащих школьников
Существующая в настоящее время система работы по развитию слухового восприятия глухих детей была разработана в 70-е г.г. XX в. (Т.А. Власова, Е.П. Кузьмичёва, Э.И. Леонгард и др.). Экспериментальные исследования выявили значительные потенциальные возможности глухих детей в восприятии устной речи, к ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.