Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
Роль правильно организованного педагогического общения особенно велика потому, что атмосферу обращенности к развитию личности создает именно учитель. Если сравнить по психологической значимости роль педагогической деятельности и педагогического общения, то второе важнее. Иными словами, технология передачи знаний отступает на второй план по сравнению с той атмосферой, которую создает учитель для развития личности ученика.
Выделяют разные функции и виды общения:
1) цель общения находится как бы вне взаимодействия субъектов, когда общение обслуживает предметную деятельность (например, общение учителя с учеником на уроке);
2) цель общения заключается в нем самом (когда возникает возможность общения учителя и ученика как разговор о жизни; здесь имеется полное равноправие партнеров);
3) цель общения состоит в приобщении партнера к опыту и ценностям инициатора общения (это обычное общение от учителя к ученику);
4) целью общения является приобщение самого инициатора к ценностям партнера (чаще от ученика к учителю, реже обратно).
Чаще всего в школе учитель общается по поводу совместной деятельности, передавая от себя знания к ученику. Такое же общение, когда учитель видит в ученике индивидуальность и стремится к общению с ним, чтобы обогатить духовно и себя, происходит редко. Таким образом, педагогическое общение имеет право на отдельное существование как обмен ценностями между учителем и учеником, и не обязательно по поводу урока и учебных дел.
Педагогическим называют не только общение учителя с учениками, но и с другими участниками учебно-воспитательного процесса (учитель-учитель, учитель-директор школы, учитель-родитель и др.).
Можно выделить два основных типа общения: взаимодействие, при котором учитель в большей мере выступает как оценивающий (учитель-ученик, учитель-родитель), и взаимодействие, при котором учитель выступает главным образом как оцениваемый (учитель-директор, методист, инспектор).
В профессиональные знания учителя входит также представление о строении общения:
коммуникативные задачи, которые ставит учитель (мотивационная сфера общения);
способы общения, т.е. выразительные средства, стили общения, позиции, роли, маски в общении (операционная сторона техники общения);
самоанализ учителем хода и результатов общения.
Выделяют широкий спектр коммуникативных задач:
это взаимообмен информацией, коммуникация между учителем и учащимся (а не только передача знаний от учителя, ведь сверхзадачей общения иногда называють получение нового знания в ходе общения);
взаимопознание, взаимное умение посмотреть на себя глазами партнера общения и взаимокоррекция поведения;
мобилизация резервов всех участников общения, когда общение располагает к тому, чтобы проявились наиболее сильные и яркие стороны и учащихся и самого учителя;
взаимодействие (интеракция) и организация совместной деятельности участников;
разумная, педагогически целесообразная саморепрезентация, самовыражение личности учителя (учитель транслирует не только знания, но и себя) и учащихся (хотя здесь есть мера проявления активности учителя, чтобы он не заполнял собой все коммуникативное пространство, а оставлял в нем «воздух» и для ученика);
взаимная удовлетворенность всех участников общения.
В целом педагогическое общение по своим задачам должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Важно создать обстановку психологической безопасности для другого человека, помочь другому разобраться в своих проблемах и самостоятельно найти выход из них, принять другого человека с его проблемами и непохожестью на других, создать условия для раскрытия индивидуальности каждого человека и т.д.
Для полноценного педагогического общения являются прежде всего умения создавать атмосферу психологической безопасности для другого человека и в то же время обеспечивать условия для самореализации его личности.
Еще по теме:
Анализ возможностей программ и учебников для формирования познавательных
учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения в 3 классе
Цель данного параграфа – проанализировать возможности современных учебников и программ «Литературное чтение» «Школа 2100» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой и «Гармония» О.В. Кубасовой для формирования познавательных учебных действий на уроках литературного чтения. Программа «Литературное чтение» Р.Н. Бун ...
Результаты экспериментальной деятельности по исследованию эстетического
опыта у детей младшего школьного возраста
После завершения формирующего этапа нашего исследования, который предполагал повысить уровень эстетического воспитания, был организован и осуществлен второй констатирующий этап исследования, цель которого - выявить уровень сформированности эстетических качеств после реализации формирующего этапа. Б ...
Развивающие игры методики Никитиных
Никитин разработал целый ряд развивающих игр для ребят любого возраста. Никакая определенная программа обучения ребенку не навязывается. Он погружается в мир игры, в котором сам волен выбирать сферу деятельности. Никто не объясняет малышу новых правил, он просто вовлекается в игру с помощью сказки, ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.