Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
Чтобы помочь детям овладеть правильным звукопроизношением, логопед должен иметь хорошую теоретическую и практическую подготовку. Ему необходимо владеть материалом, который составляет теоретическую основу знаний о звукопроизношении, знать, как образуются звуки родного языка, на какие группы и по каким признакам они делятся, какие группы звуков чаще нарушаются в речи детей и каковы могут быть причины этих нарушений. Кроме того, надо научиться ощущать положения каждого из органов артикуляционного аппарата, движения (работу) этих органов, выработать умения слышать и видеть любые отклонения от нормы и уметь делать соответствующие выводы, чтобы правильно делать свою работу.
Например, если логопеду предстоит работа по формированию или коррекции группы свистящих звуков ([с], [с’], [з], [з’], [ц]), он должен хорошо представлять, почему в одних случаях могут нарушаться все пять звуков, в других - только три звука([с], [з], [ц]), или два ([с], [з]), или один [ц], а также уметь правильно воспроизводить необходимые для этой группы звуков движения и положения органов артикуляционного аппарата.
Сложный характер стёртой дизартрии, а также то, что она является не самостоятельным заболеванием, а частью того или иного неврологического синдрома, обусловливает необходимость комплексной терапии больных с дизартрическими расстройствами.
Психолого-логопедическое воздействие при стёртой дизартрии направлено на коррекцию отношения больного, испытывающего серьезные затруднения в речи, к актам речевой коммуникации. Как взрослый больной, так и ребенок, должен знать, что он, имея нормальный интеллект, способен к полноценному общению. Необходимо продемонстрировать ему доступные способы коммуникации, например, жестово-мимические, пиктограммные, интонационные, и обучить им. Это предотвратит те деформации личности, которые могут возникнуть, если данные меры не будут приняты. Наиболее важное место в комплексе терапевтических мер при дизартрии занимает логопедическая работа, направленная на разработку органов артикуляции.
В образовании звуков основное участие принимают артикуляционный аппарат активными органами которого являются язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо; пассивными органами - зубы, верхняя челюсть, твердое небо и голосообразующий аппарат - голосовые складки.
Правильное произношение различных звуков как изолированно, так и в речевом потоке обусловлено хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.
В зависимости от состояния мышечного тонуса в мимической мускулатуре предусматривается проведение дифференцированного массажа:
- при спастичности – расслабляющий массаж лица: медленные, плавные движения от середины лба по направлению к вискам; равномерные с обеих сторон движения от бровей к волосистой части головы; движения вниз от линии лба, щек к мышцам шеи;
- при гипотонии – укрепляющий массаж: интенсивные поглаживающие движения, постукивание, легкое пощипывание мимических мышц.После проведения дифференцированного массажа для развития произвольных движений мимической мускулатуры проводятся следующие традиционные упражнения: закрывание и открывание глаз (одновременное и поочередное), нахмуривание и равномерное поднимание бровей, надувание щек (обеих одновременно и поочередно), наморщивание крыльев носа, поднимание верхней губы. Выполнение упражнений на дифференциацию движений губ, щек, языка с фиксацией мышц, включающиеся в содружественные движения, способствуют устранению синкинезий. Эти упражнения рекомендуется проводить перед артикуляционной гимнастикой в игровой форме.
Выработать движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Упражнения для артикуляционной гимнастики подбираются целенаправленно. В том случае, если ребенок не может активно выполнять упражнения, он выполняет их пассивно – с помощью логопеда. Логопед манипулирует мышцами детей после предварительно их расслабления. Движения должны выполняться перед зеркалом, при этом логопед подключает зрительный и тактильный контроль ребенка к выполнению движений.
Для ускорения перехода от пассивного выполнения движения к активному нужно после оказания помощи предложить ребенку самому воспроизводить необходимое движение с помощью рук. По мнению Смирновой И.А. , это способствует осознанию схемы движения и переводу движения на произвольный уровень.
При выполнении активных движений И.И. Панченко рекомендует отрабатывать следующие параметры:
- полноту объема движения;
- точное включение определенных мышц в выполнение заданного движения;
- дифференцированность артикуляционной моторики;
- включение и выполнение без выраженного латентного периода (допустимый латентный период до 2 сек.);
- последовательное увеличение времени фиксации артикуляционной позиции;
Еще по теме:
Формы организации специального обучения
Обучение детей и взрослых с особыми образовательными потребностями начиналось как индивидуальное. В современной специальной педагогике индивидуальная форма организации обучения применяется в следующих случаях:когда обучающийся имеет тяжелые и множественные нарушения в развитии и в обучении и воспит ...
Разработка и апробация серий занятий по использованию поэтических произведений
А. Моро в обучении родному языку старших дошкольников
Целью следующего этапа опытно-практической работы было: сформировать те знания, умения, навыки, которые дети усвоили ранее, выяснить, как дети усваивают новый материал на занятиях с использованием национального материала, воспитывать интерес к родному (мордовскому) языку. Для решения выше перечисле ...
Психолого-педагогическая характеристика раннего
возраста
Традиционно возрастные рамки раннего дошкольного возраста ограничиваются психологами периодом от одного до трех лет. В этом раннем возрасте происходит активное овладение активной речью (ее грамматической и лексической и др. сторонами), которая становится важнейшим средством общения. В рамках предме ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.