Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
В основе методологии проблемного обучения и должен быть заложен тот третий, уже упоминавшийся во введении, источник научного знания, которое не является результатом ни только эмпирического, ни теоретического познания, мышление способно продуцировать суждения, выходящие за его пределы. Этот третий источник знания есть интуиция, которая позволяет преодолеть ограниченность как эмпирического, так и логического, поскольку новая парадигма никогда логически не следует из старой, а только потом устанавливаются их точки соприкосновения. Именно интуиция и озарение исследователей были источниками всех основополагающих идей, которые двигали вперед науку. Необходимость в ней возникала всякий раз, когда появлялась научная проблема - противоречие нового знания старым концепциям. Способ же создания и разрешения противоречия может быть сделан достаточно современным, пусть даже и внеисторическим, а учебная проблемная ситуация предстанет при этом как дидактически переработанная модель реальной.
Перефразируя А.С. Кондратьева, можно сказать, что образование - это учебная модель науки, которая требует адекватного учебного представления всей методологии научного поиска, отражения модельного же характера всех научных представлений. Обнаружение внутренней противоречивости научной модели или выход за границы области ее применимости всегда перерастали в научную проблему, разрешение которой продвигало науку вперед. Модель не совпадает с реальным объектом, не отражает полностью его свойства, это всегда упрощение реальности, пренебрежение характеристиками, которые считаются несущественными в конкретности того или иного рассмотрения при сохранении того главного, что делает модель способной описать сущность явления.
Для изучения сложных явлений необходимо построение цепочки моделей, все более точно, глубоко и подробно описывающих объект. И каждый выход за рамки некоторой модели указывает направление, следуя которому разрабатывается следующая модель. Эвристическая ценность достаточно общих теоретических моделей состоит в том, что их следствия охватывают гораздо более широкую область реальности, тем та, которую они моделировали; это всегда ведет к новым открытиям в науке. В обучении часто используются также и другие противоречия и парадоксы, многие из которых возникают в результате фактических, логических и методологических ошибок в рассуждении или интерпретации выводов и заключений. Их избегание привело бы к ущербности научного и учебного знания и мышления.
Психологический механизм возникновения и разрешения проблемной ситуации в учебном и научном познании внешне может выглядеть одинаково. Ставшая толчком развития области знания научная проблема может оказаться учебной, если обучаемые сами обнаружат противоречие, и оно вызовет у них познавательный интерес, вовлечет активно в познавательную деятельность. Добиться этого не просто, поскольку эта деятельность помимо восприятия и внимания требует подключения высших уровней когнитивной сферы, а именно воображения, понимания, мышления и достаточно развитого интеллекта, одновременно способствуя их развитию. Психологи считают, что мышление почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, определяя связи вещей, которые в восприятии не даны. Оно требует применения мыслительных операций сопоставления и сравнения, устанавливающих сходство и различие, анализа и синтеза, т.е. выделения связей элементов и реконструкции целого, абстрагирования самостоятельно не существующих сторон, обобщения существенного и суждения о конкретном, формирования понятий, рассуждений и умозаключений.
Проблемная ситуация не порождается простыми заданиями, требующими лишь репродукции усвоенного, однако она не может стать таковой, если задание по своей трудности не отвечает возможностям обучаемого, поэтому бывает сложно ее строить в гетерогенной группе, но в ней вообще трудно разрешима любая дидактическая задача. Тем не менее, даже в таких условиях удается использовать достаточно общие закономерности процесса обучения, которые позволяют вовлекать в создание проблемной ситуации и разрешение противоречия почти весь контингент обучаемых, конкретные примеры этого приводятся в последующем разделе.
Еще по теме:
Метод частотного анализа
На основании анализа содержания Государственных программ ДЕЦ, в частности, требований к усвоению дисциплинарного ПА учащимися 6-9-х классов, нами были выявлены базовые понятия (эти понятия представлены в цитируемых выше текстах примерных программ основного общего образования). Далее методом частотн ...
Особенности воображения как психического процесса
Данный параграф посвящен теоретическому обзору по объекту исследования. Проблема развития воображения относится к наименее четко определенной и разработанной в педагогике и психологии, в связи с чем перед нами стоит задача охарактеризовать творческое воображение как психический процесс. Интерес к п ...
Информатизация дошкольного образования в России
Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен требованием современного развивающегося общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду в десятки раз более производительному и творческому, что обеспечивается наукоемкостью всех информационных средств - ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.