Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
В последние годы в качестве основополагающего принципа когнитивного обучения все чаще используются понятия «метапознание», «перенос». Метапознание больше связано с процессом решения проблем, чем с результатом. К нему относится понимание своей способности выполнить определенную задачу и выбор способов достижения цели. Возможности переноса в когнитивном обучении рассматриваются в трех иерархических уровнях: первый уровень переноса осуществляется в ситуации, идентичной ситуации обучения; второй уровень находит свое выражение в аналогичных ситуациях; третий уровень позволяет применять новые стратегии в более широком спектре учебных ситуаций. Иными словами, метапознание, перенос опосредуются свойствами рефлексивного мышления, эффективностью деятельности вновь перестроенных связей в когнитивных структурах. Следует ещё раз подчеркнуть, что индивидуальная природа учащегося, его прошлый способ познания окружающего мира сформированный на основе ведущей аналитико-синтетической деятельности наглядно-образного мышления обеспечивает содержание переноса, который, в свою очередь, детерминирует формирование нового учебного знания. Исследование предшествующего знания не только с точки зрения приобретения, но и деятельности использования и переосмысления обеспечивает изучение содержания переноса и его применение в формировании новых знаний.
Итак, в основе метапознания лежат метакогнитивные процессы, которые в большей, либо меньшей степени объединяются общей направленностью - развитием внутреннего плана психики человека под воздействием разнообразных методов когнитивного обучения и определяются единым принципом - личностно-ориентированным подходом к обучению и разработке стратегии умственной деятельности.
Большинство методов когнитивного обучения, по сути своей, являются метакогнитивными, поскольку обеспечивают субъекта общими стратегиями, которые позволяют ему более эффективно осуществлять свою когнитивную деятельность. Методы когнитивного обучения помогают субъекту в осознании его умственной деятельности. Осознание, как процесс выступает фактором, способным обеспечить перенос стратегии из одной области в другую, а также способствует развитию волевого контроля над умственной деятельностью. При таком подходе можно заключить, что методы когнитивного обучения чрезвычайно разнообразны по содержанию.
Критерием когнитивного развития в процессе когнитивного обучения является понимание субъектом своей способности выполнить определенную задачу (уровень развития рефлексии) и эффективность стратегии, которой руководствуется субъект в когнитивной деятельности для достижения цели.
Предлагаемый нами метод графолингвистической ретроспекции (ГЛР)при изучении дисциплины «Архитектура», графолингвистический < гр. grapho пишу, относящийся к письму, черчению, рисованию + < лат. lingua язык (дословно – нарисовать язык, изобразить, начертить то, что в языке); ретроспекция (< лат. retro обратно, назад + spektare смотреть – процесс, посвященный рассмотрению прошлого) является когнитивно-развивающим. Метод ГЛР – это специально организованный способ реализации учебных целей и задач в соответствии с концепцией когнитивного обучения, центральной идеей которого является развитие и актуализация интеллектуального потенциала учащихся. Основная линия когнитивного развития при работе с данным методом заключается в формировании цикла «язык-образ-язык» (соединение невербального – в данном случае преимущественно аудиовизуального творческого процесса с вербальным) интегрирующегося в результате в целостное системное знание (схема 1). Такая стратегия обучения (интеграция вербальных и невербальных средств обучения) делает метод ГЛР чрезвычайно актуальным для эффективного обучения детей в многонациональных школах. При использовании метода ГЛР учащиеся накапливают опыт оперирования понятиями, расширяется, углубляется, уточняется, осознается значение понятия, формируются навыки оперирования понятиями в соответствии с учебными целями и задачами, совершенствуется, делается более осмысленным язык изложения усвоенной информации. Обучение методом ГЛР активизирует творческий потенциал учащихся, способствует развитию высокой чувствительности к постановке проблем, развивает гибкость мышления, формирует способность к прогнозированию своей деятельности. Алгоритм работы методом ГЛР включает следующие этапы: 1. Организационно-подготовительный. 2. Информационно-дидактический. 3. Творческий. 4. Рефлексивный. На каждом этапе обучения последовательно решаются соответствующие учебно-образовательные задачи. Модель метода ГЛР представлена на схеме 1.
Еще по теме:
Межпредметные связи в изучении биологии
Образовательная область «Биология» представляет одну из базовых областей общего среднего образования. Ее роль в системе школьного образования обусловлена значением биологических знаний в понимании законов природы и в практической деятельности человека, в формировании оптимальных взаимоотношений чел ...
Выявление уровня сформированности экологических знаний и экологически правильного
отношения детей к живой природе
Целью констатирующего эксперимента стало выявление уровня сформированности у детей подготовительной к школе группе экологических знаний о живой природе. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает: - во-первых, формирование осознанно-правильного отношения к природным объектам; ...
Краткая характеристика МБОУ СОШ №10 г. Новоалтайска
Педагогическая практика проходила с 09.09.2013 по 16.11.2013 в МБОУ СОШ №10 г. Новоалтайска. Данная школа находится по адресу: г. Новоалтайск, ул. Красноармейская, 20. По проекту – это школа-семилетка на 440 мест. 1 сентября 1952 г. школа открыла двери для первых своих учеников. Первые годы функцио ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.