Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
Семья, любовь.
Интересная работа, профессиональное совершенствование.
Материальная обеспеченность.
Деятельность познания.
Творческая деятельность.
Духовное общение.
Красота.
Здоровье.
Статус личности.
Патриотизм.
В. Франкл считает, что, выполняя роль смыслов человеческой жизни, ценности выступают как смысловые универсалии и составляют три основные класса, позволяющие сделать жизнь человека осмысленной:
ценности творчества (в том числе труда);
ценности переживания (прежде всего любви);
ценности отношения.
Необходимо отметить, что при наличии столь значительного количества ценностей, составляющих все вышеупомянутые классификации и являющихся признанными всем обществом, каждому человеку присуща индивидуальная специфическая иерархия ценностей, которая служит связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием.
Познание процесса присвоения ценностей (интериоризации), перевода их в личностные, тесно связано с вопросом о соотношении ценности и оценки. Оценка, включая в себя эмоциональный (аффективный) и познавательный (когнитивный) компоненты, способствует как познанию, так и определенному ценностному отношению, ценностной ориентации.
Ценностные ориентации педагогами определяются как ценностное отношение к объективным ценностям общества, выражающееся в их осознании и переживании как потребностей, которые мотивируют настоящее поведение и программируют будущее. Следовательно, выделяются следующие элементы ценностных ориентаций:
знание (осознание ценностей);
переживание этой ценности как потребности;
мотивация настоящего поведения;
прогнозирование будущего поведения.
Так, А.Г. Здравомыслов считает, что "ценностные ориентации есть "относительно устойчивое, социально обусловленное, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности".
Обратимся к истории изучения ценностных ориентаций философской и психолого-педагогической науками. Понятие "ценностная ориентация" было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей.
В отечественной психолого-педагогической науке термин "ценностные ориентации" появился в 60-е годы. С.Л. Рубинштейн, трактуя сознание не только как отражение бытия, но и как практическое отношение к нему, показал, что последнее заключается в выделении им значимых предметов, явлений в форме потребностей и ценностей, которые оказывают влияние на человека, детерминируют его поведение.
В.Н. Мясищевым проблема ценностных ориентаций рассматривается в его концепции психологических отношений. Он понимает отношения человека как "сознательную, избирательную, основанную на опыте, психологическую связь его с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся в его действиях, реакциях и переживаниях".
И.С. Кон отмечает: "Ориентации, направленные на какие-то социальные ценности, называются ценностными ориентациями".
Ф.Е. Василюк обращает внимание на роль переживаний в функционировании ценностных ориентаций, рассматривая переживание как особую форму деятельности, направленную на восстановление душевного равновесия, утраченной осмысленности существования, словом - на "производство смысла".
Ценностные ориентации - сложное образование, в котором можно выделить 3 основных компонента: когнитивный, эмотивный и поведенческий. Когнитивный есть элемент знания, эмотивный - эмоциональная составляющая, вытекающая из оценки; поведенческий - связан с реализацией ценностных ориентаций в поведении личности.
Еще по теме:
Содержание технологического образования школьников
Сформулированные новые принципы государственной политики в области образования учли, в том числе и недостатки существовавшей системы трудовой подготовки молодежи, несоответствие ее изменившимся задачам развития подрастающего поколения. Длительная работа по созданию федеральных компонентов государст ...
Эмпирическое исследование академической активности
у студентов, участвующих в олимпиадах
Программный вопрос исследовании – как влияет участие в олимпиадах на академическую активность студентов? Цель: выявить является ли участие в олимпиадах выражением академической активности. Предмет исследования: академическая активность студентов Объект: студенты кафедры социальной работы и социальн ...
Новые материальные средства управления и воспитания
Центральный тезис его концепции сводится к тому, что для воплощения в жизнь прогрессивной педагогической теории недостаточно изменить организационные формы учебного процесса и методы учебной работы. Необходимо создать и широко использовать «новые материальные средства обучения и воспитания». Среди ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.