Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
Использование межпредметных связей в процессе развития биологических понятий при изучении животных учащимися 7–8 классов направлено на формирование научного мировоззрения, политехническое образование и экологическое воспитание школьников.
Учитель должен раскрыть системы экологических, морфолого-анатомических и физиологических понятий с опорой на знания учащихся о физических свойствах среды обитания животных. Вопросы происхождения основных групп животных должны изучаться с использованием знаний о геохронологической летописи Земли, представленной таблицей в учебнике географии 8 класса; с опорой на знания учащихся по географии 7–8 классов рассматриваются также вопросы распространения животных, их роли в природных сообществах и необходимости охраны и рационального использования природы. В процессе изучения зоологии учителю необходимо постоянно актуализировать знания школьников по курсам природоведения 5 класса и биологии 6–7 классов. Понятия о многообразии и эволюции животного мира, его рациональном использовании являются общими для курсов биологии и географии материков.
Для того чтобы дети еще больше заботились и любили животных, ответственнее относились к тому, чтобы завести питомца у себя в доме и ухаживать за ним, можно провести блок (модуль) «Братья наши меньшие». В этом блоке хорошо было бы разобрать физиологические особенности некоторых животных, для того чтобы дети знали; чувствует ли собака, что она хозяину больше не нужна, понимает ли кошка, что хозяйка грустит, хорошо ли будет медвежонку, если забрать его из леса. Так же можно в этом блоке разобрать литературные произведения, которые просвещенны разным животным; участие животных в событиях важных для истории; географические особенности мест обитания и тому подобное. В течение этого блока можно регулярно посещать «живой уголок» и ухаживать за животными.
Начиная с 1999–2000 учебного года, в рамках Федеральной экспериментальной площадки в школе-лицее №1 реализуется проект «Школа социальной деятельности подростка». Основной проблемой, на решение которой направлен проект, является обеспечение полноценного проживания подростками своего возраста. В то же время, у подростков формируется индивидуальный взгляд на мир. Поэтому очень важно, чтобы у них сформировалось целостное представление о явлениях и объектах окружающего мира. Одной из попыток решения данной задачи является использование межпредметных связей в обучении.
Программа в лицее составлена на основе анализа образовательных стандартов за 7 класс, причем, сконструированы образовательно-деятельностные блоки, сочетающие возможность различных типов деятельности ребенка (учебной, исследовательской, социальной, практико-ориентированной и т.п.). Предполагается, что это позволяет в более сжатые сроки освоить выделенное в каждом предмете базовое ядро знаний, умений, навыков. Причем, делается это в учебное время, оставляя свободное время для занятий любимым делом.
После прохождения учащимися блока проходит публичное подведение итогов в виде научной конференции, праздника и т.п. На основе знаний и собственного опыта, полученного в ходе проживания блока, предполагается, что у ребенка формируется целостное представление о реальных окружающих объектах, о проблемах города, района, людей, населяющих район, формируется мотивация на решение этих проблем. Предполагается, что реальная деятельность по решению проблем требует и обеспечивает возможность развития социальной компетентности, навыков совместной работы и общения с различными категориями людей, способности высказывать и отстаивать свое мнение. Проблема в том, что эти теоретические предпосылки требуют экспериментального подтверждения, что и делается в ходе текущего эксперимента в лицее.
Использование межпредметных связей было рассмотрено на примере блока под названием «Эпоха географических открытий», которые реализовывались в 7-х классах. Общий замысел проекта «Эпоха географических открытий»: сформировать у учащихся знания об эпохе великих географических открытий, их причинах и последствиях, о культуре и природно-географических условиях отдельных стран. Ученикам предлагалось пять стран на выбор в зависимости от того, какую страну они хотели бы изучать, данные страны были открыты в «эпоху географических открытий»: Австралия, Америка, Япония, Индия, Африка. Так же были группы «путешественников» и «Испанский двор». «Путешественники» должны были посетить все страны и приехав на «Испанский двор», доложить об увиденном королеве. В свою очередь группы, выбравшие себе одну из стран, должны были инсценировано представить выбранную страну. Перед этим каждая группа собирала полную информацию о выбранной стране: географическое положение, история, язык, растительный и животный мир, обычаи. В завершении каждый готовил выступление с рассказом о стране. Предметы, содержание которых используется при реализации проекта: география, история, биология, литературы, ИЗО и др. Содержание предмета биологии усваиваемое учащимися при реализации проекта: становление биологии как науки, предпосылки и причины возникновения систематики растений, этапы развития науки биологии, изучение растений и животных на материках. Данное предметное содержание биологии усваивается учащимися в совокупности с содержанием других предметов, что позволяет сформировать у учащихся целостное представление об эпохе великих географических открытий.
Еще по теме:
Роль личностно-ориентированного подхода в формировании у младших школьников
мотивации к учению
Одним из двух главных компонентов целостного педагогического процесса является процесс обучения (учебный процесс) - сложный, уступающий, быть может, только процессам воспитания и развития. В современном понимании, по мнению исследователей, для обучения характерно упорядоченное взаимодействие учител ...
Психологические механизмы воздействия игры на младших школьников
В теории игры К. Коффки, с точки зрения гештальтпсихологии, игре отводится огромнейшее значение в детском мире ребенка. Мир ребенка, согласно Коффке, похож на мир «примитивного человека», наделяющего живое и неживое мистическими свойствами, но такое обращение с вещами характерно только для детства. ...
Содержание образования начальных школ инновационного типа как объект
анализа
27 мая 1992 года Постановлением главы администрации города № 544 от 02. 07.92 года ученый совет СГПИ принял историческое решение открыть при институте гимназические классы. Возглавили эту работу Зимин А.П., Столин В.Е., Якимец С.В. Это решение было утверждено 2 июля 1992года. 77 человек были зачисл ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.