Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
Первое, что бросается в глаза: компьютерная задача по истории очень напоминает игру. Приведем соответствующую рассматриваемому на диске историческому периоду цитату: « .ни одну науку свободный человек не должен изучать, как раб. Телесные упражнения, выполняемые даже против воли, нисколько не вредят телу, в душе же никакая насильственная наука не остаётся прочно. Поэтому, не насильственно преподавай детям науки, а посредством игры; тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен» (Платон. Государство, кн. VIII).
Приходится констатировать, что структура и динамика мыслительного процесса при решении задачи вполне вписывается в предложенную голландским психологом А. де Гроотом схему мыслительной деятельности шахматиста. Достаточно обратиться к любой задаче на диске, чтобы пройти через четыре указанные голландцем стадии:
Стадия ориентировки, здесь это знакомство с задачей, расположением материала и возможными действиями;
Стадия обследования, здесь - просмотр предложенного материала и формулирование стратегии решения задачи;
Стадия исследования, здесь - углубленное рассмотрение материала и построение умозаключений;
Стадия доказательства, здесь - выполнение действий на рабочем экране и корректировка гипотез.
Обобщая следует отметить, что методическим требованием к любому задачнику является возможность использования его лишь в том случае, когда учитель стремится выйти за тесные рамки минимальных требований к школьному историческому образованию.
Важным источником новой научной и педагогической информации для учителя, решившегося всерьез использовать задачник в своей работе, становятся встречные вопросы школьников. Их количество и сложность нарастает год от года; при этом в отличие от предлагаемых учителем задач, которые обычно имеют короткие и понятные решения, детские вопросы этим свойством часто не обладают. Шестиклассники обычно спрашивают о деталях исторических реалий или о мотивах отдельных поступков правителей и других знаменитых людей; в результате порой рождаются довольно глубокие вопросы, например: почему Сулла ушел в отставку, не боясь мести родичей казненных им римлян? Как Цицерон, во всем подражая Демосфену, надеялся избежать такой же гибели?
В целом большинство современных задачников не дублирует ни один из существующих учебников российской истории и может служить дополнением к любому из них - дополнением, хочу надеяться, существенным, но не единственным. Весьма полезно сопоставлять (а порой и сталкивать) позиции разных историков, используя школьную библиотеку, другие книги, доступные ученикам.
Говоря о современной практике использования учебных задач, важно обратиться к зарубежному опыту, в частности системе PISA (Programme for International Student Assessment) – системе международного тестирования 15-летних подростков. Ее цель — проверить умение применять полученные знания в реальной жизни. Это тестирование проводится раз в три года. В последний раз в тестировании участвовали более 40 стран. В России – почти 6000 подростков из 212 школ. В итоге отечественные школьники заняли 28-е место. Среди лидеров – школьники из Финляндии, Гонконга, Южной Кореи, Лихтенштейна, Японии, Канады, Бельгии, Швейцарии, Макао и Новой Зеландии.
Еще по теме:
Закономерности и принципы обучения
Достаточно сказать, что закономерности обучения еще не нашли, по общему признанию ученых, удовлетворительного изложения в педагогике. Однако там, где нет выявленных закономерностей, трудно говорить о науке. Почему так важен этот вопрос сегодня? Во-первых, перед обучением поставлены новые, более сло ...
Роль обучения в развитии личности
Развитие личности и становление ее свойств — процесс закономерный и причинно обусловленный. Закономерностей много, но все можно свести в три взаимосвязанные группы: возрастные, социально-психологические и деятельностные. Возрастные закономерности проявляются в последовательной смене периодов, на ко ...
Функции педагогического совета
Анализ видов его деятельности позволяет сделать вывод о том, что современный педагогический совет является полифункциональным. Он выполняет следующие функции: управленческие; методические; воспитательные; социально-педагогические. Приоритетность каждой из них зав ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.