Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
Особенности развития познавательной, личностной, эмоционально-волевой сфер в раннем детстве у дошкольников и детей младшего школьного возраста имеют фундаментальное значение. Подростковый возраст как бы накапливает и усугубляет все недостатки внесемейного формирования, выступая как квинтэссенция и отражение генезиса личности вне системы детско-родительских связей.
Более детально остановимся на характеристике особенностей развития личности детей этого возраста, поскольку именно в данный период ребенок выходит на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как члену коллектива детского дома, члену общества, развивается жизненное и профессиональное самоопределение. В этой связи возникла необходимость проанализировать ведущие концептуальные подходы к вопросам психологии развития личности подростка, воспитывающегося пне семьи.
Исходя из этого, закономерности развития личности ребенка, утратившего семью, выводятся из исследования динамики и удовлетворения различных потребностей и мотивов. В качестве личностной доминанты сторонники этой концепции выделяют депривацию как особое психическое состояние ребенка, возникающее в результате длительного ограничения в условиях детского дома основных психических потребностей и выражающееся в следующих типах:
• сенсорной, вызванной недостатком стимулов разной модальности (зрительных, слуховых);
• когнитивной, вызванной неудовлетворительными условиями для учения и приобретения различных навыков, хаотичностью внешней среды;
• эмоциональной, вызванной недостаточностью общения со взрослыми, прежде всего с матерью, и сверстниками;
• социальной, возникшей из-за невозможности осуществлять общественную самореализацию посредством усвоения социальных ролей.
Таким образом, теоретический анализ научных исследований свидетельствует о том, что развитие ребенка, утратившего семью, идет по особому пути, у него формируются специфические черты характера, поведения, про которые «часто нельзя сказать, хуже они или лучше, чем у обычного ребенка, – они просто другие».
Для ребенка, выросшего в условиях детского дома, характерно: неумение самостоятельно контролировать и планировать свои действия; преобладание защитных средств поведения в конфликтных ситуациях; тревожность и неуверенность в себе; узость и бедность содержания мотивов; ориентация на настоящее, суженная перспектива прошлого и будущего; очень низкий уровень знаний; бедность словарного запаса; слабая развитость воображения и творческого мышления; низкие показатели здоровья.
Непосредственное изучение деятельности учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, в ряде регионов России показало отсутствие системной, комплексной, целенаправленной воспитательной работы детских домов и приютов с учетом психологических, медицинских, социальных и педагогических проблем ребенка. Он не умеет обустраивать свой быт, составлять и соблюдать бюджет, отстаивать свои юридические права, решать жилищные проблемы, искать и находить работу. Таким образом, выявленные социально-педагогические, психологические и медицинские проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требуют иного подходи к содержанию деятельности педагогических коллективов.
У этих детей масса проблем, которые неведомы ребенку в нормальной семье. Эти дети психологически отчуждены от людей, и это открывает им «право» к правонарушению. В школе, куда они ходят учиться, одноклассники из семей выступают в их сознании как «они», что развивает сложные конкурентные, негативные отношения детдомовских и домашних детей. Каждый ребенок, живущий в учреждении интернатного типа, вынужден адаптироваться к большому числу сверстником. Многочисленность детей и постоянное пребывание в их круге создают эмоциональное напряжение, тревожность, усиливающие агрессию ребенка. В детских домах и школах-интернатах встречается онанизм, гомосексуализм и другие сексуальные отклонения. Это в числе прочих причин – деформированная компенсация недостающей любви, недостающих положительных эмоций нормального человеческого общения.
Особая психологическая проблема–отсутствие свободного помещения, в котором ребенок мог бы побыть один, передохнуть от взрослых и других детей. Каждый человек с детства нуждается в общении с другими людьми, но одновременно-в одиночестве и обособлении от других, так как именно в этом состоянии происходит внутренняя работа, формируется самосознание. Отсутствие условия для внутреннего сосредоточения стандартизирует определенный социальный тип личности. Нереализуемая потребность в жизненном пространстве для психологического обособления приводит к тому, что дети из учреждений интернатного типа в больших городах осваивают чердаки и подвалы соседних кварталов. Однако это совсем не то обособление, которое нужно для индивидуальной жизни души: здесь эти дети снова вместе, но без позитивного внимания взрослого; здесь они невидимки и потому способны на безрассудные и непредвиденные ими самими поступки. Такое обособление способствует побегам и бродяжничеству.
Еще по теме:
Организация логопедической работы по устранению различных видов ротацизма при
дислалии
Основной целью логопедического воздействия при дислалий является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Чтобы правильно воспроизводить звуки речи (фонемы), ребенок должен уметь: • узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии (т. е. узнавать звук по акустическим ...
Особенности уроков в малокомплектной школе
Как форма обучения урок имеет следующие признаки: · точно установленную продолжительность (обычно это отрезок времени в 40-45 мин, а в начальных классах он может составлять 30—35 мин); · в каждой школе имеется твердое расписание уроков; · на каждом уроке присутствуют учащиеся одного класса примерно ...
Игра на музыкальных инструментах как вид музыкальной деятельности
дошкольников
Исполнительство на детских музыкальных инструментах - важный вид деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания в ДОУ наряду с пением, слушанием музыки, музыкально-ритмическими движениями. Игра на музыкальных инструментах открывает перед детьми новый мир звуковых красок, помогает ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.