Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
С точки зрения использования различных анализаторов современный метод обучения глухих и слабослышащих детей произношению характеризуется как полисенсорный. Это выражается в широком использовании всех способов восприятия произносительной стороны речи и контроля над ней. Эффективность восприятия фонетической структуры речи значительно повышается при совместном использовании различных анализаторов. Важнейшее значение для овладения речью имеет слуховой анализатор. Развивающееся в условиях специального обучения слуховое восприятие речи, неречевых звучаний, музыки создаёт у глухих и слабослышащих принципиально новую полисенсорную основу для формирования, развития и коррекции устной речи, ориентации в звуках окружающего мира. С помощью зрительного анализатора ребёнок с нарушенным слухом может воспринимать некоторые движения речевых органов говорящего, прежде всего движения губ и нижней челюсти. Движения других речевых органов доступны зрительному восприятию в гораздо меньшей степени или вообще не доступны. И.М Сеченов писал: «…в настоящее время, когда механические условия речи известны, выучивают говорить и глухонемых, но при этом руководителями движений зубов, челюстей, языка и нёба служат для глухонемых зрительные впечатления». Чтобы помочь глухому ученику на основе зрительного анализа и синтеза овладеть произношением, учитель демонстрирует перед ним движения собственных речевых органов и даёт возможность ученику им подражать. В.И. Бельтюковым было выявлено, что 42 звука русского языка представлены не более чем 15 оральными рисунками, с разной мерой отчётливости противопоставленных друг другу оптически.
Если артикуляция, характерная для произнесения какого-либо звука оказывается недоступной или не полностью доступной зрительному анализатору ребёнка, то ему в этом помогают путём привлечения других видов рецепции. С помощью кожного анализатора обеспечивается восприятие ряда явлений, сопровождающих воспроизведение определённых фонетических элементов. Приложив руку к гортани, можно ощутить её вибрацию при колебании голосовых связок, установить разницу между вокализованными и невокализованными звуками. Приложив руку к поверхности грудной клетки, можно определить наличие или отсутствие голоса, а также факт произнесения нормальным голосом и фальцетом. Рука на темени помогает ребёнку ощутить вибрацию при произнесении [ и ] при слишком высоком голосе. Вибрацию щёк и крыльев носа можно ощутить при произнесении [ м ] и [ н ]. С помощью кожной чувствительности можно почувствовать также струю выдыхаемого при произнесении воздуха. Более полное тактильно-вибрационное восприятие связано с применением специальной сурдотехнической аппаратуры, например, вибраторов.
Исключительно важная роль принадлежит двигательному анализатору. Проприоцептивные импульсы, поступающие в головной мозг от движений речевых органов, вместе с нервными импульсами от слизистых оболочек, выстилающих речевые органы, составляют основу речевых кинестезий. Им, в свою очередь, придаётся большое значение в осуществлении самоконтроля над произношением. Основой формирования устной речи у глухих и слабослышащих детей является создание единой системы слухозрительнокинестетических связей. Полисенсорный подход особенно важен на первоначальном этапе обучения произношению, так как именно в этот период осуществляется многосторонняя афферентация речедвигательного аппарата. Последующая автоматизация произношения связана с последующим сужением афферентации, приводящим к переключению школьника на кинестетический самоконтроль, а при значительных остатках слуха и систематическом использовании звукоусиливающей аппаратуры – частично также и на слуховой контроль.
Формирование у глухих и слабослышащих детей произносительных навыков связано с необходимостью тем или иным способом вызвать у них требуемую работу речевого аппарата. В процессе обучения произношению используются следующие способы постановки дыхания, голоса и звуков:
1. Подражание речи учителя, которое может осуществляться на слуховой, зрительной, слухозрительной основе, а также при опоре на тактильно-вибрационные ощущения.
2. Механические способы, при которых сурдопедагог воздействует на те или иные органы речи, пассивно приводит их в движение или в определённое положение с помощью пальца ребёнка, шпателя или логопедических зондов. После ряда упражнений с такой помощью в коре головного мозга ученика закрепляются следы кинестетических раздражений, соответствующих новому положению и движению речевых органов, что позволяет в дальнейшем ему самостоятельно воспроизводить требуемый звук, опираясь на кинестетический, а при наличии остаточного слуха – и на слуховой самоконтроль.
Еще по теме:
Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках
иностранного языка
При введении и отработке тематической лексики, например покупки, продукты питания, одежда и т.д., можно использовать компьютерные программы “Triple play plus in English”, “English on holidays”, “English Gold' и другие. Этапы работы с компьютерными программами следующие: демонстрация, закрепление, к ...
Формирование и воспитание ценностных ориентаций
личности
Человеку присуще ценностное восприятие мира. К любому явлению он относится с точки зрения значимости его для себя. От того, что станет для человека ценностью, зависят смысл и образ его жизни. Для формирования устойчивого гуманного отношения к людям необходимо, чтобы обобщенное представление о ценно ...
Планирование и учет работы по музыкальному воспитанию
и развитию детей
Работа педагога требует постоянной и серьезной подготовки. Поэтому план в организации всех видов деятельности играет огромную роль. Он помогает видеть перспективу, равномерно работать в течение года, своевременно подготовиться к проведению любых форм работы по музыкально-эстетическому воспитанию с ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.